Ритуальная маска африканских народов. Значения африканских масок. Внешние отличия масок

В конечном итоге, вполне возможно, что искусство — это, по сути, средство примирения мира разнообразных форм вокруг нас с восприятием этих форм. В этом смысле искусство позволяет нам выходить за пределы этого способа познания, мы его используем в повседневной жизни: оно позволяет подняться к высшим уровням восприятия чувственного опыта. Если такое определение искусства верно, то можно, пожалуй, пойти дальше и утверждать, что по своей сути художественное творчество — это акт открытия горизонтов знания и опыта, которые усматриваются по поверхностным восприятиям окружающей среды. Это все равно, что, блуждая в течение большей части жизни в темных дебрях, время от времени видеть, как их неожиданно освещает сияние от произведений искусства, или быть свидетелем того, как формы и звуки, к которым мы привыкли в повседневной жизни, приобретают новые очертания и глубины благодаря превращению наших познавательных возможностей в процессе восприятия искусств. Какие же духовные горизонты открывают для нас произведения африканского искусства и как это происходит?

Хотя и нет ни одного вида искусства, которое можно было бы определить как сугубо «африканское», но все же есть некоторые стили и подходы, обязанные своим появлением творческому гению народов , — в совокупности их можно рассматривать как принадлежащие к одной и той же художественной «семье». Чтобы понять функцию африканского искусства, можно для примера взять африканскую маску.

ПУТЬ К НЕВИДИМОМУ МИРУ

Где заканчивается искусство и начинается религия? В Африке маска — не просто резное произведение. Она представляет собой «оккультный предмет». В том смысле, что открывает доступ к невидимому миру, населенному божествами, духами и привидениями, которые в африканской космогонии вместе с человечеством населяют Вселенную.

Как многие другие народы в разных частях мира создали религиозную иконопись для репрезентации божественного, так и африканцы пользуются масками в религиозных ритуалах и церемониях, чтобы достичь единства между людьми и духовным миром, недоступным для обычных средств познания. Невозможно понять стилистические условности резных африканских масок, если не иметь в виду их назначения.

Прежде всего, африканские маски призваны отражать действительные формы, их делают для отражения сути, которую они олицетворяют. Маска — это не точное воспроизведение предмета, а «знак», заменяющий невидимое. Поскольку она знак, художник может вложить в свою резьбу приметы духовного объекта, который он пытается представить, или может просто дать волю своему воображению, чтобы поймать «идею» божества или духа, который должен показать себя через маску. В обоих случаях его задача — достичь обобщения, что заступает внешний объект.

Одновременно маска — это лицо, через которое божество или дух, временно воплощенный в том, кто ее надевает, смотрит на мир. В этом лице выражение и формы часто представлены геометрически. Почему глазам божества не являться треугольными и расположенными симметрично кубу, изображающими рот? Или почему самой маске не являться увенчанной другими формами, скажем, загадочными спиралями, вьющимися до неба? И, собственно говоря, почему лицу не содержаться поверх головы и не всматриваться всегда в небо либо не появиться в грациозно изогнутой форме, воплощающей дух антилопы? Почему свобода творчества художника должна ограничиваться?

СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Иногда маска — целый рассказ, как, например, маска геледе (тайного общества) у народа йоруба, которая содержит сверху, как на шлеме, футболиста с мячом у ног или самолет, некогда приковавший внимание скульптора. А почему бы и нет? В конце концов, маска — это как окно в воображаемый мир, где сосуществуют множество удивительных вещей. Она вводит нас в воображаемый мир скульптора, а также к исконным художественным и культурным традициям, направляющим его творчество.

Хотя культурные и художественные достижения, на которых основывается работа создателя, в общем, определены достаточно полно, автор африканской маски все же имеет почти неограниченную творческую свободу. Даже если создатель пытается подражать уже существующему, освященному традицией образцу как совершенной репрезентации духовного объекта, ему все же свободно вносить свои изменения и дополнения.

А это вообще искусство? Какую красоту можно найти в причудливом мире абстрактных форм и знаков, столь характерных для африканской маски? Традиционно африканский художник очарован ритмом, пропорциями и гармонией форм. Внимательно изучая маску, нельзя не удивиться тщательности и силе мысли, затраченной на то, чтобы обеспечить симметрию форм и очертаний, — за исключением тех случаев, когда их специально делают такими, что они взаимно противостоят, чтобы вызвать глубокое удивление при восприятии.

Воля воображения, достигнутая африканскими скульпторами, работающими в традиционной манере над масками, проявляется и в резьбе декоративных и ритуальных объектов. Однако в некоторых скульптурах, таких, как знаменитые бронзовые фигурки народов Ифе и Бенин, целью художественного произведения является правильное отражение объектов, окружающих нас. Здесь искусство по-своему представляет возвышенности жизни…

Красота в искусстве не обязательно зависит от точности воспроизведения природы. Именно этому мир обязан африканскому искусству.

Мир был населен духами умерших предков, растений, животных. Именно они управляли жизнью людей. Одни духи были благосклонны к членам племени, другие насылали болезни, голод, войны, грозные явления природы. Надевая маску во время ритуала, танцоры, колдуны или вожди племени общались с духами, пытались их задобрить, обмануть и отвести все неприятности от племени. Внешний вид африканских мог рассказать посвященным о социальном статусе владельца, о роде его занятий и о , которым он поклоняется.

Европейские художники начала XX века ценили и собирали африканские маски. Как способ радикальной геометризации изображения человеческого лица африканская маска оказала влияние на становление кубизма.

Маски обожествленных животных считаются самыми древними. Каждый род, племя или другая группа людей имели своего покровителя из окружающего мира. Это могли быть животные, растения или их части, а также ветер, солнце, вода. Через в нужный момент осуществлялась связь рода с духовными предками. Маска, в свою очередь, являлась посредником между человеком и обожествленным предметом, к которому порой даже прикоснуться, взглянуть на него запрещалось.

Один раз в год племена проводили инициации. Смысл его заключался в том, что подростков посвящали в секреты взрослой мужской и женской жизни. Мальчикам, например, присваивалось тайное имя, менялись обязанности подростков. Перед проведением обряда молодым людям предстояло пройти много испытаний. Мальчики сами вырезали для себя маску, в которой должны были исполнить ритуальный танец на празднике, посвященном обряду. Характер танца и маски юноша выбирал сам.

Надеть маску и сыграть определенную роль – большая ответственность. Танцор в маске не имел права оступиться, упасть, допустить оплошность, это могло привести к расправе над ним. Ведь человек в маске дает временное пристанище духу, поэтому и сам он уже не является обычным человеком.

Особенности изготовления африканских масок

Надевать и вырезать маски имели право только мужчины. Сам процесс их изготовления носил большую таинственность, до этого события необходимо было прочитать заклинания, совершить жертвоприношения. Никто не должен был видеть, как работает мастер, поэтому он уходил из селения рано утром в укромное место. Возвращаясь поздно вечером, отдавал инструменты и незаконченную работу вождю племени. Считалось, что человек, изготавливающий маски, был посвящен в тайны иной жизни, поэтому общаться с ним хотелось не многим.

Надевали маску чаще всего представители знати. Она наделяла человека властью и непререкаемым авторитетом, давала ему особые полномочия. Члены племени поклонялись и безоговорочно повиновались человеку в маске. Чаще всего она имела угрожающий вид, особую раскраску и большие размеры.

Были и такие маски, которые хранились в жилищах простых людей. Они могли использоваться для общения с духом умершего родственника, который давал советы в сложной ситуации, предсказывал будущее. Такие маски имели спокойный вид, глаза изображались закрытыми.

Маски колдунов навевали мистический страх, так как благодаря действиям и внешнему виду обладателя маски, присутствующие входили в состояние транса.

Одна из самых распространенных африканских масок-сувениров повторяет формы маски кпели, которая предназначена для мужчин тайного общества Ло (народ сенуфо), изображает лицо усопшего и помогает ему найти место в мире мертвых.

Сегодня африканские маски уже не имеют той силы воздействия на людей, которой они обладали прежде. Сейчас они рассматриваются как произведения искусства или просто сувениры для туристов.

Африканские маски используются жителями Африки буквально повсеместно: практически ни одно мероприятие не обходится без них.

Также без маски сложно представить колдуна или знахаря, членов тайных обществ.

Конечно, маски Африки не могут быть одинаковыми для всех и каждая символизирует нечто большее, чем просто внешний вид.

У представителей разных возрастов разные маски, также их раскрас и форма зависят от положения в обществе и социального статуса.

В ряде случаев маски повторяют черты лица их хозяев, при этом имеют некоторые особенности в виде узоров, которые на кожу наносить не нужно.

Это объясняется тем, что во многих по телу наносятся специфические узоры.

Если еще сотню лет назад жителями Европы африканские маски воспринимались, как нечто ужасное, уродливое и бестолковое, то позже такие маски пытались повторить художники и известные творческие люди, но уже не смогли.

Как оказалось, такой, на первый взгляд, примитивизм, простой, но на деле выходит иначе.

Виды африканских масок

В Африке считается, что мир населен духами - в это верят здесь буквально все, даже представители цивилизованных стран. Духи повсюду: в воде, в горах, внутри животных.

Африканские маски служат своеобразным проводником в этот мир. Поэтому даже при похоронах они используются, только в другом исполнении.

Более серьезные человеческие маски помогают африканцам проститься с усопшим, поговорить с ним в последний раз, помочь ему направиться на ровный путь в другой мир.

Разделить африканские маски можно также по способам использования:

  • лицевые;
  • налобные африканские маски;
  • маски-гребни;
  • нательные;

Лицевые африканские маски есть везде. Они могут использоваться в любых , надевают их все - и женщины, и мужчины, и дети. Эти изделия в свою очередь подразделяются на множество разных типов.

Значение африканских масок отличается в зависимости от специфики их производства: отверстия для глаз, носа, рта и даже щек могут присутствовать, а могут и отсутствовать. Аналогично можно сказать и о расцветках, раскрасе, размерах. В каждом племени свои правила.

Маски-шлемы делаются из дерева. Середина вырезается, а внешняя часть служит для вырезки определенных узоров.

Налобные африканские маски, как правило, состоят из листьев и тканей. К такой маске прикрепляются крепления, фиксирующиеся в районе лба.

Маски-гребни наиболее распространенные . Их часто привозят в Европу. Это, скорее, фигуры животных или людей, которые поднимаются на определенную высоту над головой.

Нательные африканские маски применяются беременными женщинами, которые нуждаются в защите от дурного глаза.

Маски-доски могут быть лицевыми и в некоторых случаях нательными. Обычно вырезаются в форме птицы. Маску нужно крепить ко лбу, причем не креплениями, а обычными тканями или листьями крепких растений.

Какие бывают африканские маски

Ввиду того, что типов масок в Африке существует множество в зависимости от того, какое племя исследуется, сложно классифицировать их вообще. Поэтому разделяют такие:

  • мужские;
  • женские;
  • гермафродитные;
  • зооморфные.

В ряде случаев без наличия определенных знаний и навыков о народностях сложно определить даже то, чья маска - мужская или женская. А вот гермафродитные изделия встречаются очень редко - в Африке половое разделение отчетливо видно во всем.

Такова, что здесь распространены зооморфные маски. Каждая из них воспевает определенное животное, как сильное существо.

В Африке люди веруют, что некоторые существа обладают большой силой, поэтому надевают на себя маски с их изображениями, чтобы обрести часть этой мощи.

В некоторых племенах африканские маски бывают совершенно не поддающимися классификации: это маска для человека любого пола, в форме нескольких животных сразу.

Кто использует африканские маски

Чаще всего макси используют оседлые племена.

Они занимаются этим ремеслом серьезно и с особой кропотливостью.

Рыбная ловля и земледелие без масок и вовсе не обходится: считается, что человек, надевая африканскую маску, перевоплощается в иное существо, которое способно на большее, чем раньше.

Люди в масках общаются с природой, приближаясь к ней, тем самым прося о плодородии.

Рыболовы общаются с водой, это помогает увеличить улов. Также своеобразные маски нужны, когда организовываются , свадьбы, посвящения мужчин в следующую возрастную группу, при наделении статуса, достижении определенных высот.

Кочевые народы к африканским маскам более холодны - у них попросту нет времени на подобные занятия.

Если здесь и используются маски, они обычно мягкие, одноразовые, сжигаются сразу после использования, как символ использованной энергии, изжитой силы, перехода от старого к новому, лучшему.

Например, тут есть и человеческие черты, и линии птицы. Также часто встречаются несколькоголовые крокодилы, буйволы, хищные птицы. При этом все животные немного не похожи на себя настоящих - это больше мифические существа.

Как ни крути, но - неповторимый в своем роде. Он оригинальный, богатый, сложный. Глядя на маски представителей африканских племен, сложно сказать, что это обычное украшение.

Традиции использования и сегодня широко практикуются на африканском континенте. Они используются в обрядах перехода, на свадьбах и похоронах, в моменты инициаций, в ритуальных танцах перед охотой, накануне военных действий, на праздниках сбора урожая.

Африканские маски активно применяют в своих целях колдуны и знахари, а также члены тайных обществ (мужских и женских). Они бывают мужские, женские и детские, варьируют в зависимости от возраста и социальногостатуса в обществе и в целом ряде случаев могут обладать чертами самого носителя, то есть могут быть индивидуально узнаваемы. Воспринятое поначалу европейцами как «страшное, уродливое, дьявольское», африканское искусство уже в начале XX в. стало высоко цениться в западной культуре, африканские мотивы легко прослеживаются в творчестве многих известных художников (Пикассо, Модильяни, Матисс).

Лицевая маска. Народ: Марка. Страна: Мали. Кон. XX в. Дерево, медь.

Маски используются, в основном, в ритуалах обрезания и инициации (переход мужчин из одной возрастной группы в другую). На берегах р. Нигер применяются в ритуалах, связанных с рыболовством и земледелием.

Лицевая маска. Народ: Догоны. Страна: Мали. Сер. XX в. Дерево.

Редкая маска. Однозначно использовалась в иерархических обрядах, связанных с демонстрацией власти и силы. Склонённая фигурка на голове маски означает почтение и смирение перед властью.

«Примитивизм» оказался настолько сложным и богатым, что подделать его, как оказалось, совсем непросто. Традиционные африканские общества представлены земледельцами, скотоводами и охотниками-собирателями. Обычно изготовление масок и скульптур достигает расцвета у земледельческих племён, что связано не только со сложностью структуры сообществ, возникающих верований и обрядов, но и с условиями жизни, прежде всего, с осёдлостью. У бродячих охотников-собирателей и кочевых пастушеских племён маски либо вовсе отсутствуют, либо создаются для одноразового использования, после чего выбрасываются или сжигаются. Изменение внешности достигается в этих культурах с помощью нанесения на лицо и тело различных природных красителей, замысловатых головных уборов из перьев и шкур, клыков и когтей животных, а также раковин.

В каждой африканской культуре свои уникальные маски. Общие контуры маски, соотношение основных черт лица, форма глаз и бровей, носа и ноздрей, форма рта, ушей, наличие или отсутствие зубов, причёска, скарификация (расположение и форма лицевых шрамов и насечек), раскраска обычно позволяют достаточно точно установить её принадлежность тому или иному народу. Совершенно абстрактные изделия редки, хотя тенденция к абстракциям выражена, например, у догонов и игбо. У отдельных племён Восточной Африки подобные маски являются атрибутом прорицателей.

Виды африканских масок.

Типы украшений варьируются от масок с более или менее узнаваемыми человеческими чертами (мужские, женские, очень редко гермафродитные – антропоморфные маски) до изображения разных животных (обезьяны, леопарды, антилопы, крокодилы, черепахи, рыбы, птицы и т.д. – зооморфные маски). Встречаются также экземпляры, сочетающие человеческие и животные признаки. Особенно интересны изделия, изображающие лицо в форме сердца; двуликие (маски-Янусы); многоголовые; маски, содержащие многофигурные композиции, например, в виде птиц или человеческих голов в орнаменте, а также с человеческими фигурами на голове животных и т.д. Интерес представляют и абстрактные произведения в виде раскрашенных плоских досок, обычно стилизованных под птиц и зверей.

Зооморфные маски соединяют людей с миром духов, которые населяют воды рек и озёр, леса и саванны. Очень часто звериные маски изображают крокодилов, хищных птиц и буйволов. Маскарадные танцы происходят в рыночные дни, во время инициаций и похорон, чтобы почтить предков и заслужить их благословение.

Маска-шлем. Народ: Чамба. Страны: Камерун, Нигерия. Нач. XX в. Дерево.

Эта маска символизирует дух буша. Выпуклая голова напоминает череп. Открытые челюсти принадлежат крокодилу, а сомкнутые рога – лесному буйволу. Маска связана с опасными силами. Мужская – обычно красного цвета, женская – чёрного. Эти маски используются в разных обрядах: обрезания, чествованиях нового вождя и похоронах. Они подчёркивают силу и опасности буша, а также связь этих сил с духами умерших.

Лицевая маска. Народ: Фанг. Страны: Габон, Камерун, Экваториальная Гвинея. Сер. XX в. Дерево.

Маски относятся к типу «нжил». Иногда они ярко раскрашиваются. Используются в различных обрядах, посвящённых охоте и переходам. Характерной чертой является наличие белого и чёрного цветов, вытянутое лицо.

Лицевая маска. Народ: Гуэре или Вобе. Страны: Либерия, Берег Слоновой Кости. Сер. XX в. Дерево.

Народы Гуэре и Вобе живут по соседству, их часто объединяют в одну группу Ве (в переводе – «забывчивые люди»). Несмотря на рога, высунутый язык, выпуклые глаза и общий «воинственный» вид, маска используется обычно на похоронах, а также для устрашения провинившихся членов племени.

Лицевая маска. Народ: Дан. Страны: Либерия, БСК. Сер. XX в. Дерево, каури, ткань, растительные волокна.

Это женские маски, которые используются исключительно в церемониальных танцах. Изготовлены из твёрдого дерева, обшиты тканью и украшены каури. Одна из масок имеет высунутый язык, который очень характерен для изделий дан, и служит для общения с потусторонним миром.

Типологически маски можно разделить на несколько классов:

  • Лицевые – наиболее распространённый тип, встречается повсеместно.
  • Маски-шлемы (йоруба, маконде, луба) – обычно вырезают целиком из ствола дерева, после чего маска одевается на голову как шлем.
  • Налобные (гуро) – носят горизонтально, закрепляя на лбу ремешками. В этом случае лицо обычно закрывается тканями или растительными волокнами.
  • Маски-гребни (гуро, догоны и бамбара) – как правило, представляют возвышающийся горизонтальный гребень в виде головы или фигурки человека и животных.
  • Нательные (маконде) – маски, одевающиеся на тело. Обычно встречаются «беременные» женские маски с выраженным бюстом и выпуклым животом, которые предохраняют плод от влияния дурных сил.
  • Маски-доски (сенуфо, нафана) – имеют плоскую форму и стилизованы под разных животных, чаще всего, под птиц. Лицевые маски обычно привязывают ремешками к голове или удерживаются с помощью шарфа или пальмовых волокон. Все используемые маски этого типа имеют отверстия по краю для продевания ремешков. У некоторых изделий на тыльной поверхности прикреплена горизонтально палочка, которую танцор зажимает в зубах.

Коренные жители Африки уверены, что все окружающее пространство заселено духами, иногда благожелательными к людям, но чаще равнодушными или даже агрессивными. Помочь найти с ними контакт или принудить исполнить желаемое могло помочь использование нужной африканской маски.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Магическое значение масок

Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.

Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.

Внешние отличия масок

Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.

Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.

Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.

Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.

Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска "сириге" народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок - особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Разнообразие материалов

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски - это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!



Похожие публикации