Вопрос: Дошкольная педагогика как наука. История становления и развития дошкольной педагогики. Становление и развитие системы дошкольного воспитания в россии История отечественной дошкольной педагогики

Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­ка, Китая, Египта, Греции, на Руси.

Древнегреческий философ Сократ (470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания исти­ны с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический ме­тод» или «эвристическая беседа». В этих беседах Со­крат стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости.

Современник Сократа Демокрит (ок. 460–370 до н.э.) высказывал идеи о природосообразности вос­питания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, лю­бознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», – учил Демокрит.

Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон (427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и вос­питания граждан. Платон предлагал следующую орга­низацию образования:

С 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин;

С 6 до 12 лет дети учатся чтению, письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в го­сударственных школах;

С 12 до 16 лет юноши обучаются в палестре – школе, где основное внимание уделяется всесторонне­му физическому развитию;

С 16 лет в центре внимания становятся такие предметы, как арифметика, астрономия, геометрия, что способствует военной подготовке;

С 18 до 20 лет юноши получают специальную воен­но-физическую подготовку.

Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не препо­давай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».

Ученик Платона философ Аристотель (384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть еди­ный процесс, имеющий три стороны: физическое во­спитание, нравственное и умственное.

Аристотель предпринял первую попытку в исто­рии педагогической мысли дать возрастную периоди­зацию воспитания и образования. Он выделил три периода возрастного развития:

От рождения до 7 лет;

От 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет);

От 14 лет до 21 года.

Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы».

Так же, как Аристотель, римский оратор и педагог Квинтилиан (42–18) большое внимание уделял до­школьному воспитанию. Важным средством воспита­ния он считал игру. В шесть лет ребенка необходимо начинать учить, но обучение должно быть интересным для него, чтобы не отвращать его от этого важного за­нятия.

Большую известность получила педагогическая деятельность педагога-гуманиста эпохи Возрождения итальянского профессора Падуанского университета Витторино да-Фельтре. Он организовал свою школу, названную «Дом радости». Школа находилась в непосредственной близости от природы. В этой школе большое внимание уделялось всестороннему развитию детей.

В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому (1592–1670). Он обосновал теорию обра­зования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен разви­ваться по законам природы..Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соот­ветствовать своя школа.

Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я.А. Коменского «Великая дидактика». Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его рабо­та «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

Коменский определил, что должен познать ребе­нок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет. В книге описываются и методы воспитания детей. Последняя глава называ­ется «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». Содержание этой главы не потеряло своей актуальности и сегодня. Коменский горячо лю­бил детей и постоянно подчеркивал необходимость уважительного отношения к ребенку.

Особое место в истории педагогической мысли за­нимают труды известного философа и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо (1712–1778). Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди­видуальные особенности. Он требовал считаться с инте­ресами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

Руссо выделил три источника воспитания: приро­ду, людей и окружающие вещи.

Педагог-практик, теоретик и публицист И.Г. Песталоцци (1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий.

Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо – слы­шать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

Природосообразность он понимал как «совокупность определенных задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на Земле…». Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он счи­тал, что любовь матери к младенцу – основа его спокой­ствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Видное место среди педагогических идей прошло­го занимают идеи Роберта Оуэна (1771–1858). В 1816 г. он создает воспитательно-образовательное учрежде­ние, в котором воспитывались дети от года и до 10 лет. Причем дети от года и до пяти лет воспитывались в детской школе, где было два отделения. Фактически это было учреждение для детей дошкольного возраста. Воспитание в детской школе заключалось в расширении представлений ребенка об окружающей среде, в развитии чувства товарищества. Много времени отво­дилось детским играм, гимнастике, танцам, пению.

В дошкольном отделении школы Р. Оуэна осуще­ствлялось физическое воспитание, которое сопровож­далось прогулками на воздухе, экскурсиями, гимнас­тикой. Свои мысли об организации воспитания он изложил в книге «Опыты об образовании характера». Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая де­ятельность К.Д. Ушинского (1824–1870).

К.Д. Ушинскому принадлежит заслуга в постанов­ке и разработке многих важнейших вопросов педаго­гической теории и практики. К.Д. Ушинский обосно­вывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, исто­рию, традиции, фольклор.

Рассматривая язык важнейшим компонентом на­родности, Ушинский разрабатывал учение о родном языке. Родной язык он считал «величайшим народным наставником». Он настаивал на обучении детей родно­му языку и создал для этого книгу «Родное слово», которая переиздавалась уже 150 раз.

Важное место в педагогической системе Ушинс­кого занимает дидактика. Свое дидактическое учение он строил на психологической основе, стремясь пре­одолеть разрыв между обучением и воспитанием де­тей. При этом он подчеркивал, что обучение есть лишь средство воспитания, поэтому оно должно но­сить воспитывающий характер. Он впервые в педа­гогике обосновывает принцип – воспитывающего обучения.

К.Д. Ушинский является родоначальником обосно­вания психологических основ обучения и воспитания, анализ которых изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания».

Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка. В частности замечательный педагог писал: «В действительной жизни дитя – не более как дитя, су­щество, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями».

Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающей­ся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в вос­питании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспи­тания и обучения.

Детские сады в России

Первый детский сад в России был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе. Затем появился детский сад в Петер­бурге, позже детские сады стали открываться в Моск­ве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах. Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегиро­ванных классов. Для детей рабочих открывались дет­ские сады на средства благотворительности.

Опыт работы воспитательных домов появился в Москве, а затем в Петербурге в 1763 г. по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И.И. Бецкого.

В этих воспитательных домах находились дети от рождения и до 18 лет. До 2-х лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитатель­ный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию.

Часто детские сады включали и начальную школу. Программы в каждом случае составлялись свои. Дет­ский сад-школа Е.П. Смидович находился в хорошем помещении, был прекрасно оборудован, особенно ма­териалами для детского конструирования.

В группах детского сада по желанию родителей детей обучали чтению, письму, счету, В теплое время года многие занятия с детьми проводились на воздухе. Уровень развития детей детского сада был выше, чем у детей, которые не посещали детский сад. Свой опыт о воспитании детей Е.П. Смидович изложила в книге «Детский сад», которая вышла в 1907 г.

В начале 1870-х гг. появилась книга Е.Н. Водовозовой (1844–1923) «Умственное и нравственное разви­тие детей от первого проявления сознания до школь­ного возраста». Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания.

Е.Н. Водовозова считала необходимым всесторон­нее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.

Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – нача­ла XX в. П.Ф. Каптерев. Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.

Каптерев предлагал принимать в детский сад ма­лышей с 4 лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе.

Каптерев предъявлял высокие требования к педа­гогам и воспитателям. Они должны были обладать большими знаниями, иметь интерес к природе, петь, рассказывать, говорить четко и ясно, уметь наблюдать детей. Кроме того, считал Каптерев, педагоги и воспи­татели должны знать анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, историю культуры, знать детскую литературу.

Важную роль в развитии общественного дошколь­ного воспитания в России сыграл замечательный пе­дагог, теоретик и практик С.Т. Шацкий (1878–1934).

Его педагогическая деятельность началась в 1905 г. с организации первых клубов для детей рабочих. Он создал (вместе с архитектором Зеленко) общество «Сетлмент», а позднее «Детский труд и отдых», одним из направлений деятельности которого была работа с деть­ми дошкольного возраста. После революции С.Т. Шац­кий принял активное участие в строительстве новой школы. Он возглавил Первую опытную станцию, зада­чей которой была разработка содержания, форм и мето­дов деятельности новой школы. При опытной станции су­ществовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях, на поис­ки путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации.

Таким образом, в России всегда ряд общественных деятелей педагогов-исследователей и практиков стре­мились обосновать воспитание дошкольников в специ­альных учреждениях для детей различных возрастных групп и при этом в их работах важное место отводится педагогам и воспитателям дошкольных образователь­но-воспитательных учреждений.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте взгляды на воспитание и обуче­ние детей дошкольного возраста педагогов и об­щественных деятелей прошлых столетий. Приве­дите их высказывания по вопросам воспитания и образования.

2. Раскройте основное содержание работы Я.А. Коменского «Материнская школа».

3. В чем заключается педагогическое новаторство К.Д. Ушинского?

4. Изложите взгляды отечественных педагогов, зало­живших основы дошкольного воспитания.

5. Раскройте историю открытия детских садов в Рос­сии.

В педагогической литературе история дошкольной педагогики прослеживается некоторыми авторами со времён античности. Однако на протяжении многовековой истории педагогической мысли, своеобразие дошкольного детства фактически не выделялось. Рассуждения большинства мыслителей древности о воспитании носили преимущественно общий характер, и их замечания о ранних этапах возрастного развития представлены лишь отдельными косвенными высказываниями. Это было связано с преобладавшей в общественном и научном сознании концепцией детства, которое вообще не выделялось в качестве своеобразного этапа развития человека. Рассмотрение ребёнка с точки зрения его несовершенства, отставания от взрослого по всем физическим и психологическим параметрам порождало общую направленность педагогической мысли на преодоление этого отставания. Целью обучения и воспитания ставилось достижение «несовершенным взрослым», каковым считался ребёнок, уровня нормально развитого взрослого. Особенности возрастного психофизического развития расценивались главным образом как помехи на пути к достижению этой цели.

В истории развития человечества объективное выделение дошкольного детства в специфический этап становления личности имеет общественно обусловленный характер. По мнению Д.Б. Эльконина, дошкольное детство появляется лишь на определенном этапе развития общества, предъявляющем повышенные требования к формированию личности. На протяжении многовековой истории включение ребёнка в мир взрослых, в процесс материального производства осуществлялось постепенно с самых ранних лет и почти исключительно определялось созреванием организма и параллельным усвоением элементарных трудовых навыков. Материальный и духовный прогресс общества обусловил необходимость длительного поэтапного вхождения ребёнка в мир взрослых и обособления в этом процессе специфических возрастных периодов. В педагогике это проявилось в оформлении концепций детства как качественно своеобразного возрастного этапа.

Положение о решающей роли педагогического влияния на развивающуюся личность ребёнка наиболее полно оформилось в трудах Я.А. Каменского , который сформулировал цели, задачи и разработал содержание обучения и воспитания на период от рождения до юности, в т. ч. в период дошкольного детства. Книга «Материнская школа» (1632) и соответствующий раздел «Великой дидактики» явились исходным этапом становления дошкольной педагогики. Коменский считал, что основой развития речи и качеств ума маленького ребёнка должна быть «игра или развлечения». Им написана для детей книга «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), которая должна «побуждать молодые умы искать в ней что-нибудь занимательное и облегчить усвоение азбуки».

В эпоху Просвещения гуманистические тенденции развивал Джон Локк, выступавший против средневекового подавления личности, муштры, запугивания маленьких детей. Он выдвинул важные психолого-педагогические положения об учёте возрастных особенностей, механизме привычки и её роли в формировании характера, развития любознательности и сознательности детей, показал пути формирования нравственности.

Для дошкольной педагогики важное значение имели демократические идеи Жан- Жака Руссо , способствовавшие развитию интереса и уважения к личности ребёнка. Руссо утверждал, что детство должно рассматриваться как нечто самостоятельное в общем процессе становления личности и имеющее свои законы развития. Он высказал ценные положения о сенсорном воспитании ребёнка, его физическом и моральном закаливании, предоставлении детям возможно большей самостоятельности, об использовании природных факторов в развитии чувств и мышления.

Во 2-й пол. XVIII в. внимание к вопросам дошкольного воспитания усилилось. И.Б. Базедов выделил круг вопросов дошкольного воспитания, требующих разработки: планомерное и последовательное развитие детей, использование дидактических игр и др. Ж.Ф. Оберлин (Франция) основал (1769) первые учреждения для воспитания маленьких детей, получившие назв. «вязальные школы», в которых применялись игры, широко использовалась предметная наглядность, уделялось особое внимание развитию речи и нравственно-религиозному воспитанию.

Перспективные для воспитания детей в дошкольном возрасте направления педагогики, в т. ч. принцип развивающего обучения, организацию жизни детей на основе их самостоятельности, разрабатывал И.Г. Песталоцци . Он указал на связь между дошкольным воспитанием и школой, которую предлагал осуществлять через специальный «детский класс». Рекомендуя тщательно изучать индивидуальные особенности детей, Песталоцци способствовал психологизации процесса воспитания, разработал дидактику и методику первоначального обучения.

В 30-40-е гг. XIX в. сложилась педагогическая система Ф. Фрёбеля , приобретшая исключит, влияние в дошкольной педагогике во 2-й пол. XIX – начала XX вв. Учение Фрёбеля включало многие прогрессивные идеи: представление о ребёнке как о развивающейся личности; трактовка развития как деятельного вхождения ребёнка в мир природных и обществ, явлений; создание спец. учреждения для воспитания детей – «детского сада», существенно отличавшегося от различных типов «школ для малышей»; утверждение игры как основы воспитания в детском саду; разработка дидактических материалов, методики развития речи, содержания занятий в детском саду; создание учреждения для подготовки воспитателей. С деятельностью Фрёбеля связано выделение дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль педагогической науки.

При всей своей популярности система Фрёбеля с первых лет существования критически оценивалась и пересматривалась. На её основе сложились некоторые национальные системы дошкольного воспитания, в которых отрицались такие черты исходной теории, как мистичность, символизм, педантичность, канонизация дидактического материала.

Дошкольная педагогика конца XIX – начала XX вв. под воздействием меняющихся социальных условий, успехов в развитии естествознания была вынуждена отказаться от концепции жёсткого управления воспитанием и выдвинула на первый план биологизаторское направление с его положением о спонтанном развитии способностей ребёнка. В соответствии с этой установкой роль педагога в значит, степени сводилась к подбору комплексов упражнений и созданию необходимой среды для саморазвития и самовоспитания ребёнка. Овид Декроли и Мария Монтессори применили в дошкольных учреждениях усовершенствованные методики тренировки органов чувств, умений, а также дидактические материалы, созданные ими при работе с отсталыми детьми; они ориентировались на индивидуальный стиль деятельности ребёнка в дошкольном учреждении. Находки и рекомендации этих педагогов в области сенсорного воспитания значительно обогатили теорию и практику дошкольной педагогики.

В практике дошкольного воспитания получила распространение прагматистская педагогика Дж. Дьюи , выдвигавшего на первый план развитие прикладных умений и навыков.

Важнейшую роль в развитии дошкольной педагогики в России сыграла педагогическая система К.Д. Ушинского , разработанные им принципы народности воспитания, формирования потребности в труде, а также мысли об использовании огромных возможностей родного языка, роли личного влияния педагога в воспитании ребёнка. Для дошкольной педагогики ценны идеи Ушинского об особенностях психического развития детей, о роли активности и деятельности в раннем возрасте, о необходимости изучения детских народных игр, о педагогическом значении сказок и т. д.

С 60-х гг. XIX в. в практической и теоретической деятельности E.H. Водовозовой, А.С. Симонович, Е.И. Конради и других последователей Ушинского отрабатывались и осмысливались особенности русской национальной системы дошкольного воспитания. Симонович начала работать по фрёбелевскому методу, но впоследствии видоизменила его, усилив роль русских народных элементов: в систему занятий она ввела специальный раздел «Родиноведение», использовала народные песни, игры. Издавала первый русский журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Водовозова с демократических позиций решала вопрос о целях воспитания, раскрывала содержание и методы нравственного и умственного воспитания в раннем возрасте, указывала на ведущую роль матери в формировании личности ребёнка.

В конце XIX – начале XX вв. ведущими учреждениями, пропагандировавшими идеи общественного дошкольного воспитания и готовившими квалифицированных воспитателей, стали фрёбелевские общества и курсы. Усилилась пропаганда научных основ воспитания в семье. П.Ф. Каптерев отстаивал идею общественного дошкольного воспитания, имевшую в то время немало противников, анализировал опыт различных направлений в воспитании. П.Ф. Лесгафт обстоятельно рассматривал цель, задачи, содержание и методы семейного воспитания, с научной психологической и физиологической позиции анализировал вопросы формирования личности, создал оригинальную систему физического воспитания. К теории свободного воспитания, наиболее последовательным пропагандистом которой был К.Н. Вентцель , примыкало несколько направлений (М.X. Свентицкая, Л.К. Шлегер). Разработкой собственной системы дошкольного воспитания занималась Е.И. Тихеева (методика развития речи детей, проблемы сенсорного воспитания и его роли в умственном развитии, создание комплекса дидактических материалов и игр, пропаганда достоинств общественного воспитания и критика теории свободного воспитания). В этот период вопросы дошкольного воспитания широко обсуждались на страницах педагогических журналов «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение», «Русская школа». «Свободное воспитание».

После 1917 развитие отечественной дошкольной педагогики характеризовалось в течение нескольких лет определённым идейно-педагогическим плюрализмом, когда одновременно существовали различные направления в дошкольном воспитании. В 20-х гг. сохранялись детские сады, работавшие по системе Фрёбеля, по «методу Тихеевой», а также иные, сочетавшие элементы различных систем. В то же время начал формироваться тип советского детского сада. Проводились всероссийские съезды по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928), в которых принимали участие учёные в области педагогики и психологии (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, К.Н. Корнилов), педиатрии и гигиены детей (Е.А. Аркин, В.В. Гориневский, Г.Н. Сперанский, Л.И. Чулицкая), искусства и художественного воспитания (Г.И. Рошаль, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, М.А. Румер). В этот период развернулись исследования по проблемам воспитания в дошкольных учреждениях детей раннего возраста (В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов, H.M. Аксарина и др.).

Важную роль в формировании советской дошкольной педагогики сыграла Н.К. Крупская. Она вместе с другими педагогами (Д.А. Лазуркина, М.М. Виленская, Р.И. Прушицкая, А.В. Суровцева) проводила в теорию и практику дошкольного воспитания идеи, вытекавшие из своеобразной трактовки социально-экономических положений марксизма. Эта трактовка заключалась в чрезвычайной идеологизации всего процесса дошкольного воспитания, выражавшейся в доминировании целей политических над гуманистическими. Н.К. Крупская определила основные принципы построения советской системы дошкольного воспитания, указав на необходимость проводить уже в первые годы жизни ребенка целенаправленную систематическую воспитательно-образовательную работу по специально созданной и научно обоснованной программе, учитывающей возрастные психофизиологические особенности детей.

2-й съезд по дошкольному воспитанию (1921) провозгласил идею создания системы общественного дошкольного воспитания на марксистской основе. Ведущими принципами воспитательной работы утверждались коллективизм, материализм, активизм. Подчёркивалась необходимость уделять большое внимание знакомству детей с основами политграмоты, исследовательским методам в изучении детьми окружающего мира. Идеологические установки в области дошкольной педагогики характеризовало преувеличение роли трудового воспитания в дошкольном возрасте, активная антирелигиозная пропаганда, отрицательное отношение к кукле, сказке, традиционным праздникам, игнорирование многих положений дореволюционной педагогики. В середине 20-х гг. был провозглашён отказ от попыток приспособления и использования («советизации») иных педагогических систем, и к концу 20-х гг. детские сады, следовавшие системам, которые не получили одобрения Наркомпроса, были закрыты.

Изменения в работе дошкольных учреждений, неизбежно следовали за изменениями в школьной политике. Постановления ЦК ВКП(б) о школе 1931-1936 гг. способствовали уменьшению идеологизации содержания и форм воспитательной работы, отказу от крайностей, характерных для предыдущего десятилетия. Неоднозначные последствия для изучения развития ребёнка имело постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Были подвергнуты критике механистические подходы к объяснению факторов детского развития (биологизаторское и социологизаторское направления) и недостатки тестовых измерений. Однако данное постановление повлекло сворачивание ряда направлений в области изучения детства.

К концу 30-х гг. сложились основные теоретические положения советской дошкольной педагогики, которые оставались общепризнанными до середины 80-х гг. Были определены основные принципы: идейность, систематичность и последовательность воспитания, связь его с жизнью, учёт возрастных психофизиологических особенностей ребёнка, единство семейного и общественного воспитания. Утвердился принцип ведущей роли воспитателя в формировании личности ребёнка, подчёркивалась необходимость чёткого планирования воспитательной работы. В 1934 принята первая программа работы детского сада. Над разработкой различных вопросов дошкольной педагогики работали Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Ф.С. Левин-Щирина, Е.И. Радина, А.П. Усова, Б.И. Хачапуридзе и др. Разрабатывались частные методики дошкольной педагогики: развития речи – Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Е.Ю. Шабад; изобразительной деятельности – Флерина, А.А. Волкова, К.М. Лепилов, Н.А. Сакулина; музыкального воспитания – Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов; природоведения – Р.М. Басе, А.А. Быстров, А.М. Степанова; формирования элементарных математических представлений – Е.И. Тихеева, М.Я. Морозова, Блехер. Вместе с тем в силу сложившихся социально-политических условий развития страны произошло определённое отчуждение советской дошкольной педагогики от мировой теории и практики дошкольного воспитания.

Исследования вопросов дошкольного воспитания продолжались и в годы Великой Отечественной войны. Изучались проблемы физического воспитания и закаливания, детского питания, охраны нервной системы детей, патриотического воспитания. При создании АПН РСФСР (1943) был сформирован сектор проблем дошкольного воспитания. В послевоенный период работа в области дошкольной педагогики развивалась в НИИ, на кафедрах педагогических институтов. А.П. Усовой совместно с сотрудниками была разработана система дидактики детского сада (1944-1953 гг.): выделена программа и методика обучения дошкольников, а впоследствии осуществлено введение систематического обучения в детском саду. Во 2-й пол. 50-х гг. были проведены опыты обучения детей 6 лет и изучения иностранного языка в детском саду.

В 1960 г. создан НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР. Его сотрудниками совместно со специалистами АМН СССР была создана единая программа воспитания детей в дошкольных учреждениях, направленная на ликвидацию разобщенности в воспитательной работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Возникновение НИИ дошкольного воспитания способствовало значительному усилению изучения различных аспектов дошкольного детства. Повысилось внимание к психологическим аспектам развития дошкольника. Широкую известность получили работы А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Венгера, H.H. Поддьякова.

Во 2-й пол. 70-х гг. Запорожец разработал концепцию обогащающего развития ребёнка с первых лет жизни (амплификация развития). Ее реализация требует поиска резервов возможностей дошкольника при максимальном учете его возрастных и индивидуальных особенностей. Важнейшие направления исследований в современной дошкольной педагогики: формирование наглядно-образного мышления как основы понятийного мышления, воспитание устойчивых нравственных привычек, развитие творческого воображения, широкое использование игры в целях воспитания и обучения.

С середины 80-х гг. возникло широкое общественно-педагогическое движение, охватившее и систему дошкольного воспитания. Изменение подходов к целям, содержанию и средствам воспитания приводит к появлению новых концепций дошкольного воспитания, характеризующихся ориентацией на признание самоценности дошкольного детства, на необходимость отхода от авторитарных методов, на отказ от идеологических крайностей в содержании воспитания и обучения, на создание возможностей для более свободных к естественных позиций участников педагогического процесса – ребенка и воспитателя.

Тема: «Дошкольная дидактика».

План:

  1. История развития дошкольной дидактики.
  2. Дошкольная дидактика на современном этапе.
  3. Отличительные особенности обучения в детском саду от обучения в школе.
  4. Общие черты дошкольной и школьной дидактики.
  5. Требования к обучению дошкольников.

История развития дошкольной дидактики.

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста – единый целостный педагогический процесс, который осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в ДОУ во всех видах деятельности и направлен на решение задач его разностороннего развития и подготовку его к школе.

Дошкольная дидактика – отрасль общей дидактики. В ней содержится теоретическое обоснование цели дошкольного образования, представлены его содержание, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка, подготовку его к обучению в школе.

Впервые обоснование идеи последовательного обучения детей дошкольного возраста было дано в книге Л.А.Каменского «Материнская школа». Он разработал первую в истории педагогики программу знаний, предназначенных для обучения маленьких детей, в которой знания сгруппированы по темам, обозначенным научными терминами (например, оптика – различие цветов радуги, география – знания места, где ребенок вырос, физика, геометрия, хронология, астрономия …) Приобщение к подобным занятиям по мысли Каменского закладывает основы общего образования.

В книге определены пути освоения этих знаний, путем явное предпочтение отдается чувственному познанию.

Большой вклад в создание дидактики детского сада внес Ф.Фребель, разработавший систему обучения в детском саду, основу которой составляют:

Детально проработанная педагогика, сочетающая знания и способы деятельности;

Организация обучения в форме последовательно усложняющихся занятий.

В трудах Фребеля впервые представлена точно расписанная методика обучения, вплоть до словесных объяснений «садовницы» (воспитательницы), ответ, реплик детей, поэтичного или песенного сопровождения выполненных действий.

Среди русских педагогов проблему дошкольного образования развивал В.Ф.Одоевский, который занимался вопросами первоначального обучения детей (от 4 до 10 лет). Главная задача дошкольного обучения научить детей учиться, развить их умственные способности, не стремясь при этом к обобщению знаний.

В книгах «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука до науки. Книжка дедушки Перинея», В.Ф.Одоевский предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определить их назначение.

Н.Д.Ушинский задачи дошкольного обучения видел в развитии умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психологическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение. Познавательный материал учебных пособий Ушинского «Разное слово», «Детский мир» используются в работе с дошкольниками до сих пор. Существенный вклад в разработку содержания и методики дошкольного обучения внесли Е.Н.Водовозова, П.Ф.Лелафт, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина.


А.П.Усовой принадлежат труды, в которых расскрывается концепция о дошкольном образовании, как единство воспитательной, обучающей и образовательной работы. В своих исследованиях она дала характеристику учебной деятельности детей и направление её развития в условиях специально организованного обучения, раскрыта содержание и методика обучения детей на занятиях.

Введение в практику ДОУ систематического обучения (1953г.) вызвало необходимость разработки частных методик. К началу 60-х годов были созданы оригинальные методики музыкального воспитания (Н.А.Метлов, Н.А.Ветлугина), обучения разным языкам (О.И.Соловьева). развитие основных движений(А.И.Быкова), изодеятельности (Н.П.Сакулина), ФЭМП (А.И.Леушина). За последнее время произошло обновление содержания частных методик, решаются вопросы совершенствования форм и средств обучения.

2. Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается прежде всего за счет психологического обоснования содержания, форме, методов обучения.

Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), путем реализации вопросов развивающего дошкольного обучения (Л.А.Венгер, Н.Н.Подъяков).

Развивается проблема содержания дошкольного обучения, исследуются новые средства, например, информационные технологии с использованием компьютера (С,Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, С.А.Козлова)

В последнем и ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду. Рассматриваются возможности таких форм обучения, при котором стимулируется общение между детьми в процессе решения задачи (Е.В.Субботский, Н.А.Короткова).

3. Отличительные особенности обучения в ДОУ от обучения в школе (специфика дошкольного обучения) :

1. Отличие по содержанию.

В школе учащихся вооружают основами наук. Задача детского сада – не столько вооружить детей научными знаниями, сколько научить учиться. То есть в процессе обучения в детском саду дети лишь включаются в учебную деятельность: учатся слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его. В.Ф.Одоевский называл обучение в детском возрасте наукой до всякой науки, цель которой – развить умственные способности ребенка, не стремясь к обилию знаний.

2. Различие по организационным формам обучения.

Основной формой организации обучения дошкольников является не урок, а занятие, которое отличается от урока продолжительностью, структурой, уровнем требований, предъявляемых к детям. В детском саду не выставляются оценки, не даются домашние задания.

3. Отличие в методах обучения.

Учебная деятельность дошкольников тесно связана с игрой(?? игровые приемы). Большое место занимают наглядные методы. Усвоение нового происходит в основном не теоретически (как в школе), а в процессе активной деятельности: практические манипуляции с предметами, разнообразные игры, рисование, конструирование.

Обучение в детском саду строится на основе непосредственного восприятия детьми свойств предметов и явлений. Дошкольное обучение является изустным, докнижным, как называли его Одоевский и Ушинский,. Дети приобретают знания и умения от взрослых (в школе – из книги).

4. Однако, несмотря на все указанные отличия есть и общие черты, присущие как обучению в школе, так и в детском саду:

  1. процесс обучения (и в школе и в детском саду) – целенаправленный и организованный процесс формирования ЗУНов;
  2. процесс обучения (и там, и там) строится на основе принципов дидактики;
  3. Имеет четкую «П»;
  4. протекает в специально созданных условиях (при использовании специальных средств и пособий) ;
  5. схожи формы организации обучения (фронтальная, индивидуальная, подгрупповая)
  6. использование специальных методик и приемов обучения;
  7. результат обучения выражается как в усвоении ЗУНов, так и в изменении личности ребенка, которое происходит в ходе учебной деятельности.

В педагогической литературе история дошкольной педагогики прослеживается некоторыми авторами со времён античности. Однако на протяжении многовековой истории педагогической мысли, своеобразие дошкольного детства фактически не выделялось. Рассуждения большинства мыслителей древности о воспитании носили преимущественно общий характер, и их замечания о ранних этапах возрастного развития представлены лишь отдельными косвенными высказываниями. Это было связано с преобладавшей в общественном и научном сознании концепцией детства, которое вообще не выделялось в качестве своеобразного этапа развития человека. Рассмотрение ребёнка с точки зрения его несовершенства, отставания от взрослого по всем физическим и психологическим параметрам порождало общую направленность педагогической мысли на преодоление этого отставания. Целью обучения и воспитания ставилось достижение «несовершенным взрослым», каковым считался ребёнок, уровня нормально развитого взрослого. Особенности возрастного психофизического развития расценивались главным образом как помехи на пути к достижению этой цели.

В истории развития человечества объективное выделение дошкольного детства в специфический этап становления личности имеет общественно обусловленный характер. По мнению Д.Б. Эльконина, дошкольное детство появляется лишь на определенном этапе развития общества, предъявляющем повышенные требования к формированию личности. На протяжении многовековой истории включение ребёнка в мир взрослых, в процесс материального производства осуществлялось постепенно с самых ранних лет и почти исключительно определялось созреванием организма и параллельным усвоением элементарных трудовых навыков. Материальный и духовный прогресс общества обусловил необходимость длительного поэтапного вхождения ребёнка в мир взрослых и обособления в этом процессе специфических возрастных периодов. В педагогике это проявилось в оформлении концепций детства как качественно своеобразного возрастного этапа.

Положение о решающей роли педагогического влияния на развивающуюся личность ребёнка наиболее полно оформилось в трудах Я.А. Каменского , который сформулировал цели, задачи и разработал содержание обучения и воспитания на период от рождения до юности, в т. ч. в период дошкольного детства. Книга «Материнская школа» (1632) и соответствующий раздел «Великой дидактики» явились исходным этапом становления дошкольной педагогики. Коменский считал, что основой развития речи и качеств ума маленького ребёнка должна быть «игра или развлечения». Им написана для детей книга «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), которая должна «побуждать молодые умы искать в ней что-нибудь занимательное и облегчить усвоение азбуки».

В эпоху Просвещения гуманистические тенденции развивал Джон Локк, выступавший против средневекового подавления личности, муштры, запугивания маленьких детей. Он выдвинул важные психолого-педагогические положения об учёте возрастных особенностей, механизме привычки и её роли в формировании характера, развития любознательности и сознательности детей, показал пути формирования нравственности.

Для дошкольной педагогики важное значение имели демократические идеи Жан- Жака Руссо , способствовавшие развитию интереса и уважения к личности ребёнка. Руссо утверждал, что детство должно рассматриваться как нечто самостоятельное в общем процессе становления личности и имеющее свои законы развития. Он высказал ценные положения о сенсорном воспитании ребёнка, его физическом и моральном закаливании, предоставлении детям возможно большей самостоятельности, об использовании природных факторов в развитии чувств и мышления.

Во 2-й пол. XVIII в. внимание к вопросам дошкольного воспитания усилилось. И.Б. Базедов выделил круг вопросов дошкольного воспитания, требующих разработки: планомерное и последовательное развитие детей, использование дидактических игр и др. Ж.Ф. Оберлин (Франция) основал (1769) первые учреждения для воспитания маленьких детей, получившие назв. «вязальные школы», в которых применялись игры, широко использовалась предметная наглядность, уделялось особое внимание развитию речи и нравственно-религиозному воспитанию.

Перспективные для воспитания детей в дошкольном возрасте направления педагогики, в т. ч. принцип развивающего обучения, организацию жизни детей на основе их самостоятельности, разрабатывал И.Г. Песталоцци . Он указал на связь между дошкольным воспитанием и школой, которую предлагал осуществлять через специальный «детский класс». Рекомендуя тщательно изучать индивидуальные особенности детей, Песталоцци способствовал психологизации процесса воспитания, разработал дидактику и методику первоначального обучения.

В 30-40-е гг. XIX в. сложилась педагогическая система Ф. Фрёбеля , приобретшая исключит, влияние в дошкольной педагогике во 2-й пол. XIX – начала XX вв. Учение Фрёбеля включало многие прогрессивные идеи: представление о ребёнке как о развивающейся личности; трактовка развития как деятельного вхождения ребёнка в мир природных и обществ, явлений; создание спец. учреждения для воспитания детей – «детского сада», существенно отличавшегося от различных типов «школ для малышей»; утверждение игры как основы воспитания в детском саду; разработка дидактических материалов, методики развития речи, содержания занятий в детском саду; создание учреждения для подготовки воспитателей. С деятельностью Фрёбеля связано выделение дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль педагогической науки.

При всей своей популярности система Фрёбеля с первых лет существования критически оценивалась и пересматривалась. На её основе сложились некоторые национальные системы дошкольного воспитания, в которых отрицались такие черты исходной теории, как мистичность, символизм, педантичность, канонизация дидактического материала.

Дошкольная педагогика конца XIX – начала XX вв. под воздействием меняющихся социальных условий, успехов в развитии естествознания была вынуждена отказаться от концепции жёсткого управления воспитанием и выдвинула на первый план биологизаторское направление с его положением о спонтанном развитии способностей ребёнка. В соответствии с этой установкой роль педагога в значит, степени сводилась к подбору комплексов упражнений и созданию необходимой среды для саморазвития и самовоспитания ребёнка. Овид Декроли и Мария Монтессори применили в дошкольных учреждениях усовершенствованные методики тренировки органов чувств, умений, а также дидактические материалы, созданные ими при работе с отсталыми детьми; они ориентировались на индивидуальный стиль деятельности ребёнка в дошкольном учреждении. Находки и рекомендации этих педагогов в области сенсорного воспитания значительно обогатили теорию и практику дошкольной педагогики.

В практике дошкольного воспитания получила распространение прагматистская педагогика Дж. Дьюи , выдвигавшего на первый план развитие прикладных умений и навыков.

Важнейшую роль в развитии дошкольной педагогики в России сыграла педагогическая система К.Д. Ушинского , разработанные им принципы народности воспитания, формирования потребности в труде, а также мысли об использовании огромных возможностей родного языка, роли личного влияния педагога в воспитании ребёнка. Для дошкольной педагогики ценны идеи Ушинского об особенностях психического развития детей, о роли активности и деятельности в раннем возрасте, о необходимости изучения детских народных игр, о педагогическом значении сказок и т. д.

С 60-х гг. XIX в. в практической и теоретической деятельности E.H. Водовозовой, А.С. Симонович, Е.И. Конради и других последователей Ушинского отрабатывались и осмысливались особенности русской национальной системы дошкольного воспитания. Симонович начала работать по фрёбелевскому методу, но впоследствии видоизменила его, усилив роль русских народных элементов: в систему занятий она ввела специальный раздел «Родиноведение», использовала народные песни, игры. Издавала первый русский журнал по дошкольному воспитанию «Детский сад». Водовозова с демократических позиций решала вопрос о целях воспитания, раскрывала содержание и методы нравственного и умственного воспитания в раннем возрасте, указывала на ведущую роль матери в формировании личности ребёнка.

В конце XIX – начале XX вв. ведущими учреждениями, пропагандировавшими идеи общественного дошкольного воспитания и готовившими квалифицированных воспитателей, стали фрёбелевские общества и курсы. Усилилась пропаганда научных основ воспитания в семье. П.Ф. Каптерев отстаивал идею общественного дошкольного воспитания, имевшую в то время немало противников, анализировал опыт различных направлений в воспитании. П.Ф. Лесгафт обстоятельно рассматривал цель, задачи, содержание и методы семейного воспитания, с научной психологической и физиологической позиции анализировал вопросы формирования личности, создал оригинальную систему физического воспитания. К теории свободного воспитания, наиболее последовательным пропагандистом которой был К.Н. Вентцель , примыкало несколько направлений (М.X. Свентицкая, Л.К. Шлегер). Разработкой собственной системы дошкольного воспитания занималась Е.И. Тихеева (методика развития речи детей, проблемы сенсорного воспитания и его роли в умственном развитии, создание комплекса дидактических материалов и игр, пропаганда достоинств общественного воспитания и критика теории свободного воспитания). В этот период вопросы дошкольного воспитания широко обсуждались на страницах педагогических журналов «Вестник воспитания», «Воспитание и обучение», «Русская школа». «Свободное воспитание».

После 1917 развитие отечественной дошкольной педагогики характеризовалось в течение нескольких лет определённым идейно-педагогическим плюрализмом, когда одновременно существовали различные направления в дошкольном воспитании. В 20-х гг. сохранялись детские сады, работавшие по системе Фрёбеля, по «методу Тихеевой», а также иные, сочетавшие элементы различных систем. В то же время начал формироваться тип советского детского сада. Проводились всероссийские съезды по дошкольному воспитанию (1919, 1921, 1924, 1928), в которых принимали участие учёные в области педагогики и психологии (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, К.Н. Корнилов), педиатрии и гигиены детей (Е.А. Аркин, В.В. Гориневский, Г.Н. Сперанский, Л.И. Чулицкая), искусства и художественного воспитания (Г.И. Рошаль, В.Н. Шацкая, Е.А. Флерина, М.А. Румер). В этот период развернулись исследования по проблемам воспитания в дошкольных учреждениях детей раннего возраста (В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов, H.M. Аксарина и др.).

Важную роль в формировании советской дошкольной педагогики сыграла Н.К. Крупская. Она вместе с другими педагогами (Д.А. Лазуркина, М.М. Виленская, Р.И. Прушицкая, А.В. Суровцева) проводила в теорию и практику дошкольного воспитания идеи, вытекавшие из своеобразной трактовки социально-экономических положений марксизма. Эта трактовка заключалась в чрезвычайной идеологизации всего процесса дошкольного воспитания, выражавшейся в доминировании целей политических над гуманистическими. Н.К. Крупская определила основные принципы построения советской системы дошкольного воспитания, указав на необходимость проводить уже в первые годы жизни ребенка целенаправленную систематическую воспитательно-образовательную работу по специально созданной и научно обоснованной программе, учитывающей возрастные психофизиологические особенности детей.

2-й съезд по дошкольному воспитанию (1921) провозгласил идею создания системы общественного дошкольного воспитания на марксистской основе. Ведущими принципами воспитательной работы утверждались коллективизм, материализм, активизм. Подчёркивалась необходимость уделять большое внимание знакомству детей с основами политграмоты, исследовательским методам в изучении детьми окружающего мира. Идеологические установки в области дошкольной педагогики характеризовало преувеличение роли трудового воспитания в дошкольном возрасте, активная антирелигиозная пропаганда, отрицательное отношение к кукле, сказке, традиционным праздникам, игнорирование многих положений дореволюционной педагогики. В середине 20-х гг. был провозглашён отказ от попыток приспособления и использования («советизации») иных педагогических систем, и к концу 20-х гг. детские сады, следовавшие системам, которые не получили одобрения Наркомпроса, были закрыты.

Изменения в работе дошкольных учреждений, неизбежно следовали за изменениями в школьной политике. Постановления ЦК ВКП(б) о школе 1931-1936 гг. способствовали уменьшению идеологизации содержания и форм воспитательной работы, отказу от крайностей, характерных для предыдущего десятилетия. Неоднозначные последствия для изучения развития ребёнка имело постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» (1936). Были подвергнуты критике механистические подходы к объяснению факторов детского развития (биологизаторское и социологизаторское направления) и недостатки тестовых измерений. Однако данное постановление повлекло сворачивание ряда направлений в области изучения детства.

К концу 30-х гг. сложились основные теоретические положения советской дошкольной педагогики, которые оставались общепризнанными до середины 80-х гг. Были определены основные принципы: идейность, систематичность и последовательность воспитания, связь его с жизнью, учёт возрастных психофизиологических особенностей ребёнка, единство семейного и общественного воспитания. Утвердился принцип ведущей роли воспитателя в формировании личности ребёнка, подчёркивалась необходимость чёткого планирования воспитательной работы. В 1934 принята первая программа работы детского сада. Над разработкой различных вопросов дошкольной педагогики работали Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Ф.С. Левин-Щирина, Е.И. Радина, А.П. Усова, Б.И. Хачапуридзе и др. Разрабатывались частные методики дошкольной педагогики: развития речи – Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Е.Ю. Шабад; изобразительной деятельности – Флерина, А.А. Волкова, К.М. Лепилов, Н.А. Сакулина; музыкального воспитания – Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов; природоведения – Р.М. Басе, А.А. Быстров, А.М. Степанова; формирования элементарных математических представлений – Е.И. Тихеева, М.Я. Морозова, Блехер. Вместе с тем в силу сложившихся социально-политических условий развития страны произошло определённое отчуждение советской дошкольной педагогики от мировой теории и практики дошкольного воспитания.

Исследования вопросов дошкольного воспитания продолжались и в годы Великой Отечественной войны. Изучались проблемы физического воспитания и закаливания, детского питания, охраны нервной системы детей, патриотического воспитания. При создании АПН РСФСР (1943) был сформирован сектор проблем дошкольного воспитания. В послевоенный период работа в области дошкольной педагогики развивалась в НИИ, на кафедрах педагогических институтов. А.П. Усовой совместно с сотрудниками была разработана система дидактики детского сада (1944-1953 гг.): выделена программа и методика обучения дошкольников, а впоследствии осуществлено введение систематического обучения в детском саду. Во 2-й пол. 50-х гг. были проведены опыты обучения детей 6 лет и изучения иностранного языка в детском саду.

В 1960 г. создан НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР. Его сотрудниками совместно со специалистами АМН СССР была создана единая программа воспитания детей в дошкольных учреждениях, направленная на ликвидацию разобщенности в воспитательной работе с детьми раннего и дошкольного возраста.

Возникновение НИИ дошкольного воспитания способствовало значительному усилению изучения различных аспектов дошкольного детства. Повысилось внимание к психологическим аспектам развития дошкольника. Широкую известность получили работы А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.И. Венгера, H.H. Поддьякова.

Во 2-й пол. 70-х гг. Запорожец разработал концепцию обогащающего развития ребёнка с первых лет жизни (амплификация развития). Ее реализация требует поиска резервов возможностей дошкольника при максимальном учете его возрастных и индивидуальных особенностей. Важнейшие направления исследований в современной дошкольной педагогики: формирование наглядно-образного мышления как основы понятийного мышления, воспитание устойчивых нравственных привычек, развитие творческого воображения, широкое использование игры в целях воспитания и обучения.

С середины 80-х гг. возникло широкое общественно-педагогическое движение, охватившее и систему дошкольного воспитания. Изменение подходов к целям, содержанию и средствам воспитания приводит к появлению новых концепций дошкольного воспитания, характеризующихся ориентацией на признание самоценности дошкольного детства, на необходимость отхода от авторитарных методов, на отказ от идеологических крайностей в содержании воспитания и обучения, на создание возможностей для более свободных к естественных позиций участников педагогического процесса – ребенка и воспитателя.

дошкольный педагогика наука

Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI-V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в формирующейся личности добрых, положительных черт характера, законопослушания, уважения к старшим, наставникам, а также подавление дурных наклонностей. Именно эти постулаты педагогической науки прошли проверку временем от эпохи античности до наших дней.

Впервые обосновал идею общественного воспитания детей с первых лет их жизни и создал первое дошкольное учреждение для пролетарских детей английский социалист-утопист Р. Оуэн. В отдельную отрасль дошкольная педагогика выделилась из общей педагогики во 2-й половине 19 в. Этапы развития педагогической науки в Приложении 1.

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782-1852), который является создателем первой системы дошкольного воспитания и основателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад» который стал общепринятым во всем мире. Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека, впервые ввел в педагогику принцип деятельности. Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

В начале XX в. широкое распространение получила и система дошкольного воспитания, созданная Марией Монтессори (1870-1952). Главная ценность воспитания в системе Монтессори - стратегия воспитания должна быть направлена на развитие индивидуальной природы ребенка. Свобода есть жизненное условие всякого воспитания. Нельзя ничего навязывать ребенку, заставлять или принуждать его. Только при наличии полной свободы и самостоятельности могут проявиться индивидуальный характер ребенка, его врожденная любознательность и познавательная активность.

Чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике существующее уже более 80 лет - Вальдорфская педагогика. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов, необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к общечеловеческим ценностям и народной культуре.

Историю становления и развития дошкольного воспитания в России начнем с Киевской Руси, где воспитание детей всех возрастов осуществлялось преимущественно в семье. Цель воспитания заключалась в подготовке детей к труду, выполнению основных социальных ролей. В качестве основных средств воздействия выступали факторы народной педагогической культуры (потешки, пестушки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т.д.). Все эти средства педагогики передавались устно. В связи с крещением Руси значительное место в воспитании подрастающего поколения заняла церковь. Появились такие средства, как выполнение обрядов, заучивание молитв и т.д. В XI в. В России были открыты первые популярные школы, в которых готовили детей из высших сословий. Двенадцатым веком датировано «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Уже тогда в России существовали мастера грамоты, которые учили детей состоятельных родителей в домашних условиях. Основой такого обучения были религиозные книги. В XVI в. появилось книгопечатание - в 1572 г. издан первый российский учебник «Азбука» Ивана Федорова, примерно в это же время вышел в свет сборник «Домострой». В нем излагались основные направления семейного воспитания и поведения в семейном быту.

В начале XVIII в. происходило бурное развитие и изменение России под влиянием реформ, осуществляемых Петром I. Одно из направлений реформирования - образование. Педагогические идеи высказывались и публиковались лучшими представителями того времени. В 1763 г. был открыт первый воспитательный дом. В него помещались дети от 2 до 14 лет. Они делились на группы: от 2 до 7; от 7 до 11; от 11 до 14 лет. До 2 лет дети воспитывались у кормилиц. Дети первой группы воспитывались в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек - домашним делам и домоводству. С 7 до 11 лет, помимо трудовых дел, вводилось обучение грамоте и счету по одному часу в день. Дети с 11 до 14 лет обучались более серьезному делу.

В 1802 г. В России впервые было создано министерство народного просвещения, и начала складываться система образования. В 1832 г. при Гатчинском воспитательном доме открыли небольшую экспериментальную школу для малолетних детей. Они находились там целый день - ели, пили, малыши занимались играми, по большей части на воздухе; старших обучали грамоте, письму, счету и пению. Значительное место в распорядке дня отводилось рассказам и беседам. Хотя школа просуществовала недолго, но показала успешность подобных занятий с детьми-дошкольниками.

В первой половине XIX в. появился целый ряд общественных деятелей, представителей культуры и педагогов, каждый из которых внес вклад в развитие педагогики в целом и дошкольной педагогики в частности. В.Г. Белинский - наметил возрастную периодизацию (от рождения до 3 лет - младенчество; от 3 до 7 лет - детство; от 7 до 14 - отрочество). Он придавал большое значение умственному и физическому развитию дошкольников, наглядности и детским играм, эстетическому воспитанию. Был сторонником семейного воспитания и большую роль в воспитании дошкольника отводил матери. А.И. Герцен - также был сторонником семейного воспитания. Им была написана педагогическая работа «Разговор с детьми». Н.И. Пирогов придавал огромное значение роли матери в воспитании детей дошкольного возраста. Говорил о необходимости педагогической подготовки матерей. Считал, что в развитии дошкольников большое место занимает игра. Л Н. Толстой - сторонник семейного воспитания, пропагандировал идеи о свободном воспитании.

Огромное влияние на развитие дошкольной педагогики этого периода оказал К.Д. Ушинский. Он был сторонником семейного воспитания, но понимал необходимость создания системы дошкольного общественного воспитания. Высказывал соображения о деятельности воспитателей дошкольных учреждений. Подготовил книгу для детского чтения и обучения «Родное слово». Это книга сохранила свое значение до сих пор.

В 60-е гг. XIX в. стали открываться первые детские сады. Они работали по системе Ф. Фребеля. Детские сады были платные, частные. В 1866-1869 гг. выходил специальный педагогический журнал «Детский сад». Его редакторы - А.С. Симонович и Л.М. Симонович. А.С. Симонович открыла несколько детских садов. На основе своей педагогической деятельности она разработала некоторые педагогические и методические подходы к организации дошкольного воспитания. Она считала, что до 3 лет ребенок должен воспитываться в семье, но дальнейшее воспитание должно идти вне семьи, так как он нуждается в товарищах, сверстниках для игр и занятий. Дети должны находиться в детском саду от 3 до 7 лет. Цель детских садов - физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе. Симонович считала также, что работа воспитателей в детских садах и при индивидуальном обучении должна вестись методически и последовательно.

Значительный вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е.Н. Водовозова. В конце 60-х гг. она была за границей и изучала там опыт семейного воспитания и организации детсадов. В 1871 г. она опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». Книга предназначалась для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.

В конце XIX - начале XX вв. стало постепенно расти количество дошкольных учреждений, предназначенных для детей из бедных семей: фабричные ясли; народные детские сады. Появлялись они преимущественно в городах с развитой промышленностью, там, где родители были заняты на производстве. Несмотря на слабое финансирование, организационные и методические трудности, некоторые педагоги занимались поиском и апробацией эффективных программ - методик, материалов, лучших форм организации работы с детьми. Так постепенно накапливался практический опыт по общественному воспитанию детей дошкольного возраста. Хотя общественное дошкольное воспитание развивалось медленно, но оно, тем не менее, стимулировало отечественную педагогику.

В 1918 г. при Наркомпросе был организован специальный дошкольный отдел. В это же время открылись отделения в профессиональных педагогических училищах по подготовке педагогов детских садов. Начал свою работу и дошкольный институт (научно-исследовательский) под руководством Корнилова. В это же время был определен и основной тип дошкольного учреждения (в дальнейшем - ДУ) - 6-часовой детский сад (в дальнейшем - ДС). Требования к организации, содержанию и методам работы были изложены в «Инструкции по ведению очага и ДС». В соответствии с этой инструкцией разрабатывались методические пособия. В 1921-1940 гг. наблюдается значительное увеличение числа ДУ. Сады и очаги стали переходить на 11-12-часовой рабочий день. При домоуправлениях организовывались детские комнаты, куда матери могли привести детей в вечернее время. В селах открывались летние детские площадки. Значительное количество ДС стали ведомственными. Они открывались на базе крупных предприятий и производств. Усилилась целенаправленная подготовка кадров.

Слабым местом в деятельности ДУ оставалось определение содержания образования дошкольников (разработка образовательных программ). В 1937 г. была сделана первая попытка разработать проект программы в ДУ. В первой части определялись основные виды деятельности (общественно-политическое, трудовое и физическое воспитание, музыкальные и изобразительные занятия, математика, грамота). Во второй части давались рекомендации по основам планирования деятельности через «Организующие моменты».

В 1938 г. были разработаны устав ДУ и программно-методические указания под названием «Руководство для воспитателей детских садов» - целью дошкольного воспитания в детском саду было всестороннее и гармоничное развитие детей. Оно включало 7 разделов: 1. Физическое воспитание. 2. Игра. 3. Развитие речи. 4. Рисование. 5. Лепка и занятия с другими материалами. 6. Музыкальные занятия. 7. Знакомство с природой и развитие первоначальных математических знаний.

Война прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики и становлению дошкольного воспитания. Тем не менее в 1944 г. были приняты новый устав и новое руководство для воспитателей. Существенным улучшением этого руководства было то, что виды деятельности детей указывались в соответствии с возрастными группами. В 1954 г. состоялось переиздание руководства для воспитателей, продолжилась интенсивная работа по созданию программно-методического подхода к воспитанию. Большая заслуга в этом принадлежит А.П. Усовой. Особую известность получили ее методические работы «Занятия в детском саду», «Обучение в детском саду». В 1963-1964 гг. разработана и апробирована первая комплексная программа «Воспитание в ДС». В результате совершенствования этой программы была создана программа «Воспитание и обучение в ДС». С середины 1980-х гг. в нашей стране произошли радикальные изменения во всех сторонах жизни общества, в том числе в системе образования. Эти изменения носят как позитивный, так и негативный характер. В 1983 г. был принят Закон об образовании. В нем сформулированы новые принципы государственной политики в области образования, закреплены права педагогов, родителей, учащихся и дошкольников в этой области. Закон утвердил право педагогов на свободный выбор содержания образования и его методических исследований. Он сформулировал принципы многообразия видов ДУ (ДС с приоритетным осуществлением, ДС компенсированного вида, ДС-школа и др.). В законе закреплено право родителей на выбор образовательного учреждения. Начиная с 1980-х гг., было создано и апробировано множество комплексных и парциальных образовательных программ. Интенсивная работа по созданию методических программ ведется и сейчас.



Похожие публикации