«Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка. Культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений Что влияет на психологический климат в семье

Доклад на районном родительском собрании

« Психологический климат семьи как важный компонент в воспитании ребенка».

Задачи:

1. Показать значимость психологического климата в семье для воспитания ребенка.

2. Расширить знания родителей о типах воспитания детей и их влиянии на развитие личности ребенка.

План:

1. Роль семьи.

2. Психологический климат в семье.

3. Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка.

4. Просмотр презентации «О воспитании детей».

5. Рефлексия.

Оборудование, материалы: ноутбук, презентация «О воспитании детей», блог О.А.Николаевой «Беседочка» для работы по типам воспитания, раздаточный материал для каждого «Высказывания и афоризмы о воспитании детей».

ВЫСТУПЛЕНИЕ:

Семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт.

Наверно многие со мной согласятся, что именно семья, семейное воспитание играет основную роль в развитие ребенка как дошкольного так и школьного возраста. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты (детские сады, школы) могут лишь помочь им в обеспечении условий для саморазвития ребенка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого и общества. Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой называют психологическим климатом семьи. Он является следствием семейной коммуникации, т.е. возникает в результате настроения всех членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. В семье люди проводят большую часть жизни, они связаны друг с другом наиболее интимными чувствами и отношениями. Поэтому психологический климат – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи.

На психологическое состояние, развитие ребенка влияют эмоциональное состояние самих родителей, отношения между членами семьи. Всевозможные ссоры, злоупотребление алкоголем, сцены физического причинения вреда родителей друг другу, частые ругань при ребенке негативно сказывается на его эмоциональном состоянии. А если данные случаи постоянны в семье и ребенок в связи с этим испытывает постоянное напряжение, то может возникнуть невротическое состояние.

Эмоциональное состояние ребенка в свою очередь влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде.


Выделяют 2 типа психологического климата: благоприятный и неблагоприятный.
Для благоприятного психологического климата семьи характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность, хорошо развита самокритика и доброжелательная критика в отношении любого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека. Важный показатель психологического климата семьи – это стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие темы, вместе выполнять домашнюю работу.
В основном родители проводят большую часть времени на работе, где свои отношения, настроения и, придя домой, мы порой не задумываемся, что наши близкие, в основном, дети, страдают от того, что у родителей плохое настроение, не с кем поговорить. Порой все отрицательные эмоции мы приносим домой, срываясь на своих детях. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к ссорам, психологической напряженности, депрессиям.


А что же происходит с детьми? От учителей можно часто услышать, что ребенок плохо ведет себя на уроке, мешает вести урок и т.д. А ведь дома он совершенно спокоен, вежлив. Почему? Это происходит так же, как и у родителей. На работе мы стараемся выглядеть беззаботно, а, придя домой, становимся невыносимыми: нас все раздражает, ни с кем не хочется говорить, т.е. мы избавляемся от всех отрицательных эмоций, которые накопили за целый день, а ребенок страдает, т.е. мы переносим свои проблемы, заботы на своего ребенка. Это происходит постоянно и превращается в соответствующий образ жизни.
Еще с младшего школьного возраста мы можем наблюдать, каким образом живет ребенок в семье, как он в ней себя ощущает. Об этом можно не спрашивать, а посмотреть, как дети играют, во время игры они перевоплощаются в своих родителей, копируют их действия (ставят в угол, громко ругаются и т. д.)


По статистике, в сутки ребенку уделяется от 17 – 30 минут. С возрастом это время уменьшается.
Воспитывает ребенка весь повседневный жизненный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, к труду, отдыху и др.
«Ваше собственное поведение – самая решающая вещь, - писал Макаренко Антон Семенович – Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тог7да, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о друг8их людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это для ребенка имеет большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже причиняете огромный вред вашим детям, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия.

Истинная сущность воспитательной работы, вы и сами уже догадались об этом, вероятно, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть, прежде всего, работа организатора. В этом деле, поэтому нет мелочей».


Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания.

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

(НА БЛОГЕ задания)

10 основных ошибок родителей
в воспитании детей

    1. Непоследовательность . Это очень распространенная ошибка. Если малыш набедокурил, родители ругают его и предупреждают о всевозможных ограничениях. Но проходит некоторое время и мама, забыв о том, что недавно грозила ребенку, отменить прогулку в парке или просмотр мультфильмов, словно забыв о собственном обещании, ведет на аттракционы или включает мультсериал.

Последствия : ребенок растет своевольным, он перестает воспринимать всерьёз слова родителей. Получается, как в пословице: «Собака лает – ветер носит».

    2. Несогласованность требований со стороны взрослых . Часто встречается ситуация, когда в семье к ребенку предъявляются совершенно разные требования, например, мать добивается, чтобы ребенок убирал игрушки после игры, а бабушка – убирает сама. Часто споры о правильности той или иной позиции ведутся прямо при детях, в семье создаются противоборствующие коалиции.

Последствия : ребенок может вырасти конформистом, приспосабливающимся под мнения других. Также возможно проявление неуважения к тому родителю, чью позицию ребенок воспринимает, как невыгодную для себя.

    3. Неровное отношение к ребенку . Чаще встречается в семьях, состоящих из ребенка и одинокой матери. Мать то зацеловывает ребенка, играя с ним, то замыкается в себе, не обращая внимания на свое дитя, то кричит и злится на него.

Последствия : вырастет истеричная особа, не умеющая контролировать свое поведение. Часто наблюдается отстраненность от матери в силу того, что ребенок не знает, чего от нее ожидать.

    4. Попустительство . Ребенок делает то, что считает нужным, не считаясь с мнением и желаниями окружающих людей. Например, приходя в гости, начинает требовать, чтобы ему дали приглянувшуюся вещь, хотя она является хрупкой, и хозяева ею дорожат, или во время воскресного обеда в кафе, начинает бегать по залу, приставать к чужим людям, пришедшим отдохнуть. Родители такого дитя приходят в недоумение: «Ну и что? Он же ребенок!»

Последствия : вы гарантировано вырастите махрового эгоиста и наглеца.

    5. Избалованность . Проявляется в том, что родители постоянно идут на поводу у ребенка, выполняя все его желания часто за счет ущемления собственных интересов или интересов других людей.

    Последствия : Этот просчет в воспитании приводит к тому, что ребенок вырастает эгоцентричным и черствым.

    6. Излишняя требовательность, чрезмерная строгость . К ребенку предъявляются непомерные требования, ему не прощают самые безобидные шалости и ошибки.

    Последствия : неуверенность в собственных силах, , часто перфекционизм, который может стать невыносимым бременем для подрастающего человека.

    7. Дефицит ласки . Телесный контакт чрезвычайно важен маленькому человечку, впрочем, как и взрослому. К сожалению, иногда родители считают излишним проявлять нежные чувства к ребенку.

    Последствия : ребенок вырастает замкнутым, недоверчивым.

    8. Необузданные амбиции родителей. Взрослые в семье пытаются реализовать через ребенка то, чего не сумели достичь сами, не считаясь с его интересами и желаниями. Например, отдают его в плаванье не для того, чтобы он физически развивался и укрепил здоровье, а исключительно из желания сделать из своего чада чемпиона.

    Последствия : если ребенка не привлекает данная деятельность, то, вырастая, он будет протестовать любым способом. Если деятельность по душе, но он не оправдывает чаяния родителей, то формируется низкая самооценка, недовольство собой.

    9. Чрезмерный контроль . У человека должно быть определенное пространство, чтобы он мог самостоятельно делать выбор. Иногда родители полностью игнорируют желания ребенка, взяв под контроль любые жизненные проявления (выбирают друзей, отслеживают телефонные звонки и пр.)

    Последствия : как и в предыдущем случае, - протест против ненужной опеки в виде уходов

    10. Навязывание роли . Чаще наблюдается в семьях, где мамы одиноки или нет эмоциональной связи между родителями. Мать начинает рассказывать о своих неудачах, обсуждать других людей, навязывая проблемы, к восприятию которых ребенок не готов.

    Последствия : непосильные для ребенка психические нагрузки могут вызвать пессимизм и нежелание жить, стирается должная дистанция между взрослым и ребенком.

Методика «рисунок семьи»

дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи.
На основе анализа рисунков детей класса можно выделить несколько общих тенденций развития внутрисемейных отношений:
хотите узнать, как чувствует себя Ваш ребёнок в семье или как он относится к родственникам, предложите ему задание: «Нарисуй свою семью»

    Если ребёнок нарисовал себя в центре, не волнуйтесь – он рисует с позиции своего видения. Это его мир, в котором он главный чародей.

    Если он нарисует только себя, то ему одиноко.

    Обычно, после себя ребёнок рисует того, кого считает главным в семье. Если домашнее животное он нарисовал вторым, то ребёнку одиноко.

    Если кого-то не нарисовал, он может быть обижен на него.

    А если ребёнок нарисует всех родственников вместе держащимися руками, то в вашей семье он окружён любовью и вниманием близких людей.

    Если в семье мало общаются, то маму и папу ребёнок на рисует друг от друга далеко, с преградой.

    Если кто-то изображен безо рта, без рук или с очень длинными руками, то малыш испытывает страх перед этим человеком из-за того, что на него кричат, строго наказывают.

    Если кого-то нарисует с большими пальцами (как «пугало») – мир ребёнку кажется неуютным.

    Ноги непропорционально толстые – в семье напряженная атмосфера; очень длинные ноги – стремление к независимости.

    Для любимого человека ребёнок возьмёт те же краски, которыми и себя рисовал.

    Очень контрастное изображение – признак неразрешенного для ребёнка конфликта.

    Если ребёнок напорист, активен – цвета выберет тёплые.

    Холодные цвета – характеру ребёнка присущи мечтательность, задумчивость.

    Любовь к свободе, независимость – если раскрашивая, выскакивает карандашом за контур.

    Аккуратная штриховка, но при наличии неокрашенных полос говорит
    о неуверенности, беззащитности.

ТЕСТИРОВАНИЕ

(презентация)

ПОМНИТЕ! (презентация)

ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Приложение 1

Характеристики, проявления:

родителями навязывается свое мнение ребенку.

«подавление» ребенка

Вечные указания, напоминания, соверы

Ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь

Возможные последствия:

снижение интереса к окружающему миру и формированию безынициативности;

может привести к развитию таких черт личности, как робость и неуверенность в себе, или, наоборот, агрессивности и негативизму;

Ребенок становится «глухим к родителю», ждет обычных угроз или повышения голоса, чтобы начать выполнять то, что ему говорят.

при достижении подросткового возраста ребенок может захотеть поскорее вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу

вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политические партии, криминальные компании, в которой он будет так же послушен управляем

став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.

Мотивы поведения родителей

На фоне затянувшихся проблем у ребенка родители иногда теряют веру в его способность нести ответственность или делать хоть что-нибудь самостоятельно и хорошо.

Если у ребенка нет хронических проблем, мотивом родителей может быть компенсация тех внутренних чувств, которые они испытали в детстве, когда ощущали, что их не замечают и не принимают всерьез. Поиск родителями возможности самоутвердиться и ощутить свою власть заканчивается иногда использованием для этих целей детей.

Гиперопекающий тип

Характеристики, проявления:

Родители всеми силами стараются уберечь ребенка от возможных опасностей («Не поднимайся по лестнице, упадешь») .

Ребенок огражден от любых трудностей, забот, негативных эмоций и переживаний.

К ребенку не предъявляется никаких требований, обязанностей.

Боятся, что с их ребенком случаться всякие несчастья.

Возможные последствия:

Способствует развитию несамостоятельности, трудности в принятии решений, неумению найти способ разрешения не известной ранее ситуации;

В критических случаях - пассивность и уход от решения жизненной проблемы.

Ребенок будет малоадаптирован к взрослой жизни.

Инфантильно-потребительское отношение к миру, у ребенка возникает задержка в развитии навыков.

Болезненное реагирование на любые требования и ограничения.

Будет трудно, а иногда невозможно справиться со своими чувствами: горем, злостью, обидой, которые впоследствии все же настанут в реальной жизни.

Сложности в общении со сверстниками, когда приходится самостоятельно отстаивать свои интересы и решать встающие проблемы.

Ребенок отрицает оправданность родительских страхов. Он ищет возможности для риска и может вести себя невероятно беспечно.

Мотивы поведения родителей

Такой стиль воспитания обычно отражает эмоциональные проблемы родителей, идущие из их детства, когда они могли ощущать себя ненужными. Мотив в этом случае очевиден: чувствовать себя знающими и компетентными, важными и нужными, заботясь о хронически беспомощном ребенке.

Гипоопекающий (попустительский) тип

Характеристики, проявления:

Родители мало интересуются ребенком, он предоставляется сам себе.

Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла

Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в благополучном в материальном плане семьях, где родители заняты своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, покупают игрушки, однако практически не имеют с ним контакта.

Возможные последствия:

Отсутствие правил и требований приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности;

У ребенка ощущение ненужности, что его не любят

Мотивы поведения родителей

Так могут вести себя родители:

Которые на протяжении своего собственного детства чувствовали, что их игнорируют, отвергают, не принимают и недостаточно заботятся о них;

Демократический тип

Характеристики, проявления:

Родители считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных вопросов интересы мнения детей учитываются.

Ребенок хорошо знает свои ограничения, обязанности, зону своей ответственности

Родитель участвует во взрослении ребенка.

Возможные последствия:

Ребенок осознает свои потребности и понимает желания окружающих

Ребенок приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах

Самостоятельность, ответственность, способность справиться со многими жизненными трудностями соответствующими возрасту.

Приложение 2. Высказывания и афоризмы о воспитании детей

Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.)

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (Сухомлинский В. А.)

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж. Ж. Руссо)

Многие беды имеют своими корнями как раз, то что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. (Сухомлинский В. А.)

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

Вина и заслуга детей в огромной степени ложится на головы и совесть их родителей. (Дзержинский Ф. Э.)

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. (Макаренко А. С.) .

Родители часто путают понятия "воспитание" и "образование" и думают, что они дали ребенку воспитание, когда они заставили его изучить столько-то предметов. Отсюда столь частое разочарование родителей в своих детях в последующие годы. (Рубинштейн А. Г.)

Такой термин как психологический климат мало кому знаком, но, несмотря на это именно царящая психологическая атмосфера способна оказывать огромное влияние на каждого члена семьи.

Психологический климат – фактор роста

Психологический климат способен воздействовать не только на психологическое, но и на физическое состояние всех членов семьи. Создается, таким образом, некая эмоциональная атмосфера, которая во многом влияет на качество жизни и здоровье. Также она является одним из важнейших факторов при принятии каких-либо жизненно важных решений и личностного роста.

Виды психологического климата семьи

Существует два вида психологического климата в семье - это благоприятный и не благоприятный.

Для создания благоприятной психологической атмосферы в семье, каждый ее член должен любить, уважать и доверять друг другу. А также как можно проводить время вместе, помогать и поддерживать друг друга в сложную минуту. Это не только создаст гармонию внутри семьи, но и снизит остроту конфликтов и стрессового состояния.

У детей, растущих в неблагоприятной психологической атмосфере, чаще всего наблюдается нарушение психического здоровья. На это существует несколько причин: недостаточное с родителями, враждебное отношение родителей к детям и из-за условий проживания в семейном разладе.

Социально-психологический климат в семье

От социально психологического климата также зависят семейные отношения. Например, вступая в брак, создается новая ступень общества. Супруги вступают в новую семейную жизнь, и только от них зависит какую "погоду в доме" они сделают.

С появлением малыша вся любовь, теплота и будут направлены только на него. И уже с этого момента в новорожденном начнут формироваться и закладываться качества, присущие окружающие его семейному кругу.

Есть еще и другое понятие. Морально психологический климат в семье. Под этим термином подразумевается то, как у вас складываются отношения с людьми. Отношение к духовным и материальным ценностям, а также чувства долга и ответственности.

Исходя из этого, можно сделать вывод. Семья - это необходимый компонент социальной структуры общества, который выполняет множество социальных функций, и играет важную роль в развитии общества. Вот почему так важно поддерживать благоприятную обстановку в семье, которая способствует гармонии и идиллии. Это важно не только для психологического здоровья взрослых, но и детей.

Особое значение для успешного осуществления семейного воспитания имеет социально-психологический климат семьи, отражающий состояние ее психологии. Складываясь в процессе непосредственного общения и взаимоотношений членов семьи, являясь результатом взаимодействия их потребностей, интересов, установок, привычек, ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, эмоций и чувств, социально-психологический климат представляет собой более или менее устойчивое образование нравственно-психологического порядка и выступает интегральным показателем уровня развития семьи как социально-психологической общности. Социально-психологический климат - одно из важнейших условий функционирования семьи. Он не только накладывает своеобразный отпечаток на семейную жизнь и на ее участников, но и образует духовную среду, в которой развертывается семейное воспитание.

Семейный климат складывается на базе нравственно-эмоционального контакта, а также духовной и социально-психо- логической совместимости супругов, родителей и детей. Их рассмотрение позволяет раскрыть воспитательное значение социально-психологического климата, исследовать механизмы его воздействия на выбор определенного стиля семейного воспитания.

Понятие «социально-психологический климат» появилось в научном языке сравнительно недавно наряду с такими интегральными понятиями, характеризующими групповые эффекты совместных форм жизнедеятельности людей, как «психологическая атмосфера», «психологический климат», «нравственная атмосфера», «морально-психологический климат» и др., которые получили широкое распространение в современной науке и практике.

Эмоциональный контакт - это двусторонний процесс взаимодействия, в котором каждый из индивидов чувствует себя объектом заинтересованности и имеет определенный эмоциональный настрой, созвучный настрою другого индивида. Характер эмоциональных связей (внимание, забота, уважение, ласка, любовь) определяет удовлетворение или неудовлетворение семейной жизнью, а следовательно, прочность и стабильность семьи. Эмоциональный контакт между членами семьи играет большую роль и в воспитании детей, в их становлении как личностей. Он может быть положительным или отрицательным. В основе положительных эмоциональных связей лежат благоприятные эмоции и чувства, отрицательные же - сопровождаются эмоциями и переживаниями негативного характера. Исходя из этого можно, например, говорить, что положительный эмоциональный контакт между родителями и детьми невозможен в семьях, где основным средством воспитания является наказание, приводящее к возникновению у подрастающего человека чувства страха, тревоги, постоянного испуга и отчужденности. Положительный эмоциональный контакт между супругами, родителями и детьми - залог успешного прохождения воспитательного процесса в семье, который, как известно, никогда не выступает в чистом виде, а лишь как результат многих тенденций и взаимоотношений, накладывающихся друг на друга. И потому в семейном воспитании важны как методы и приемы, так и чувства, проявляемые по отношению к детям, особенно в их ранние годы. Отсюда и вытекает неблагоприятное воспитательное воздействие на детей отрицательного эмоционального контакта, в основе которого раздражение, досада, озлобление, ревность и т.д. Наряду с этим в реальной жизни нередко имеет место и гипертрофия положительных эмоциональных контактов родителей и детей.

До сих пор в литературе состояние социально-психологического климата оценивается в двух крайних позициях - благоприятный и неблагоприятный, благополучный и неблагополучный.

Благоприятный (благополучный ) социально-психологический климат - это доверие, высокая требовательность друг к другу, доброжелательная (конструктивная) критика, стойкое удовлетворение потребностей супругов во всех областях супружеского взаимодействия, стабильность эмоциональных отношений, обеспечение условий для благополучия и личностного развития, что создает благоприятный социально-психо- логический уровень адаптированное™. Низкий уровень адаптированное™ определяется частичной удовлетворенностью отдельными сторонами и явлениями супружеской жизни, рассогласованностью при реализации некоторых функций в семье, частичным удовлетворением значимых потребностей супругов, но позитивным отношением к браку в целом.

Неблагоприятный социально-психологический климат оценивается по следующим параметрам: значительная неудовлетворенность партнеров одной из сторон супружеского взаимодействия, отсутствие психологической поддержки партнеров, высокий уровень конфликтности деструктивного характера, негативная установка одного из супругов на устранение семьи.

Ученые Самары провели исследование социально-психологического климата семьи и стилей семейного воспитания в семьях русских, башкир и татар, были использованы следующие методики: карта беседы, наблюдение, методы статистической обработки данных. Результаты следующие: у русских нет различий в стиле семейного воспитания у семей с благоприятным и неблагоприятным социально-психологическим климатом. В семьях с благоприятным социально-психологическим климатом у башкир в большей степени представлен сочувствующий стиль семейного воспитания, а у татар - рассудительный стиль. Гораздо больше различий получено при сопоставлении семей с благоприятным и неблагоприятным социально-психо- логическим климатом. В семьях с благоприятным социальнопсихологическим климатом в большей степени представлены рассудительный и предупредительный стили семейного воспитания, а в семьях с неблагоприятным социально-психологическим климатом - попустительский и контролирующий стили семейного воспитания. Из общей картины несколько выбивается предупредительный стиль, формирующий инфантильный тип личности. Попустительский и контролирующий стили по сути объединяет стремление лишить ребенка своего собственного мнения, приучить его к выполнению некоторых внешних требований, «правил» игры, что говорит об отсутствии настоящей заботы и любви к ребенку, о навязывании ему с помощью разных методов жестких стереотипов поведения и формирования его мышления в «правильном», с точки зрения родителей, направлении. Предупредительный и рассудительный стили по многим параметрам отличаются друг от друга, по-видимому, их объединяет только отсутствие такого метода воспитания, как наказание.

У башкир и татар в обоих случаях не используются методы воспитания - ни похвала, ни наказание, родители предоставляют ребенку полную свободу деятельности, с любовью относятся к ребенку и строят позитивные отношения с окружающими людьми. Однако в семьях у башкир ребенка приучают действовать на основе глубокой интериоризации нравственных ценностей, в то время как у татар главным является соблюдение принятых правил поведения. При подсчете отличия эмпирического распределения с теоретическим по критерию их оказалось, что среди русских семей с благоприятным климатом преобладает состязательный стиль, у башкир - сочувствующий стиль, у татар - рассудительный стиль семейного воспитания.

Семья – это отдельная ячейка общества, в которой все члены семьи ведут общий быт, выстраивают отношения, передают опыт, развиваются морально и духовно. От того, какой психологический климат в семье зависит, в первую очередь, духовная и эмоциональная стабильность , а также настрой, с которым человек находится в обществе.

Психологи отмечают, что морально психологический климат в семье складывается из тех взаимных чувств, которые испытывают домочадцы. Психологический климат влияет на расположение духа членов семьи, принятие и воплощение общих идей, достижение результата.

Социально психологический климат в семье

Рассмотрим на примере, как социально психологический климат в семье влияет на состояние здоровья семейных отношений. Неоспоримый факт, что семья в жизни человека играет первостепенную роль. Вступая в брак, создавая новое звено общества, у партнеров происходит внутренне развитие, переход на новую жизненную ступень. Теперь супруги вместе создают «погоду в доме», которая в дальнейшем покажет, насколько верно, прислушиваясь и понимая друг друга, они плели канву фамильных ценностей.

С рождением младенца вся любовь, забота и нежность направлена на нового члена семьи, уже с первых минут в новорожденном начинают закладываться и формироваться те качества, которые присущи именно этому семейному кругу. Исследователи семейных отношений подчеркивают, что с годами между мужем и женой усиливаются чувства ответственности, поддержки, сострадания и уважения, отсюда – стабильность отношений, преданность друг другу.

Психологический климат в семье благоприятный только тогда, когда в семейном кругу все друг к другу относятся с любовью, уважением и доверием. Дети почитают старых, пожилые делятся опытом с младшими, в общем, все стремятся помочь друг другу в любой ситуации. Показателем благоприятного климата в семье считается проведение свободного времени вместе, занятие общим , выполнение домашних дел сообща и многое другое, что объединяет всех членов семьи.

Поведем итог, для того, чтобы нравственно психологический климат в семье был благоприятен, домочадцы чувствовали себя любимыми и счастливыми, отношения между супругами и членами семьи развивались в благоприятном направлении нужно, прежде всего, перед собой и родными быть честными, искренними, любить их и уважать.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций - психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Часто, к сожалению, встречаются семьи, где нет сплоченности и дружелюбности. Все начинается с отсутствия полноценного общения между супругами и детьми. Коммуникативная сфера имеет большое значение для развития и сплочения семьи. Негативный психологический климат формируется не обязательно в социально неблагополучной семье, то есть неполной семьи, или такой, где есть наркоманы, алкоголики, или психически больные люди. Бывает так, что семья обеспечена материально, каждый из членов занимается учебой или работой, развиваются дети, и живут здоровым образом родители, но общения и понимания нет. Тогда стоит обратить внимание на то, что стало причиной отчуждения. Возможно, это несовместимость мужчины и женщины в браке, нежеланность детей, отсутствие общих целей и планов на будущее. Дети в таких семья растут отстраненными, или же, наоборот, слишком избалованными, если родители откупаются от необходимости общаться с ними подарками и деньгами. Каждую семью можно рассматривать, как нечто целое, у чего есть свой тип характера. От того, какой тип отношений установился между родителями, зависит развитие личности подростка в семье. Каждый тип отношений в семье является предпосылкой для определенного типа воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Для неблагоприятного климата в семье могут быть выделены 3 тактики воспитания в семье и отвечающие им 3 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство». Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. В такой семье есть определенные лица, считающие свое мнение непрекословным и всегда правильным. Зачастую это либо один из родителей, либо оба, и они подавляют волю более слабого члена семьи, то есть ребенка. Разумеется, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение и угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и свои возможности, все это - гарантия неудачного формирования личности. Вырастая, ребенок может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем. Став взрослым, либо сам весьма авторитарный характер, либо станет исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным. Опека в семье - система отношений, при которой родители удовлетворяют все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки подростка к реальности за порогом родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудности в общении. У ребенка формируется инфантильно-потребительское отношение к миру, он болезненно реагирует на любые требования и ограничения. Возникает задержка развития навыков, как следствие снижение интеллектуального и физического развития. Существует также противоположное понятие - гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Подростки могут делать все, что им вздумается. В результате они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителем. Такая система межличностных отношений имеет место быть как в неблагополучных семьях, где родители пьют или ведут аморальный образ жизни, так и в семье с высоким уровнем достатка, где родители заняты своими делами. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на становление личности подростка, его характера, самооценки и других психологических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общение и многие другие. Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью, воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть. Это дает шанс детям найти приемлемые неконкурентные позиции по отношению друг к другу, сохраняет эмоциональный контакт между родителями и детьми. В воспитание подростка эффективнее не прямая манипуляция путем жестких ограничений, а вера в саморазвивающуюся силу ребенка, развитие его самостоятельности.

Вывод по 1 главе:

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что семейное воспитание по силе и действенности несравнимо ни с каким, даже квалифицированным, воспитанием в детском саду или в школе. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Создание нравственных духовных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат – это основа успешного становления личности. Определением устойчивости внутрисемейных отношений является психологический климат в семье, который оказывает решительное влияние на развитие и формирование личности ребенка. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.Психологическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом. Ее предпосылкой является разрушение старой структуры личности, внутреннего мира, системы переживаний ребенка, которые были сформированы до этого возраста. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на его характер, самооценку и других психологические качества личности.Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с подростками на равных, где каждый может обратиться с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. В семьях, где типами воспитания являются диктат, опека или «невмешательства» у подростков могут возникать различные проблемы: состояние тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общение и многие другие.Родители должны с пониманием относиться к различным и разнообразным проявлениям личности ребенка, должны обладать способностью, воспринимать и любить своих детей такими, какие они есть.



Похожие публикации