Такие разные праздники окружающий мир 4. Конспект урока Окружающий мир «Такие разные праздники. Поздравительная открытка к Дню народного единства

Тема урока

Тип урока

Педагогическая цель


«Педагогическая цель»

Анализ урока окружающего мира по теме « Такие разные праздники».

Сегодня вашему вниманию был предложен урок окружающего мира в 4 «Б» классе по программе «Школа России» под редакцией … Плешакова.

Тема урока

Тип урока : урок - презентация проектов.

Педагогическая цель : создать условия для формирования представлений о различиях и особенностях праздников в России.

Планируемые результаты: предметные -

личностные - осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально – этические нормы, воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни;

метапредметные- познавательные

коммуникативные

регулятивные

Поставленная цель реальна, достижима и целесообразна.

Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы урока. Это урок – презентация проектов. (форма общения индивидуальная, коллективная).

В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:

    Организационный момент.

Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке;

Эмоционально настроить детей на работу.

2. Проверка домашнего задания

Провести контроль над уровнем усвоения предыдущей темы урока.

3.Самоопределение деятельности. Сообщение темы и целей урока.

Цель: настроить на предстоящую работу.

4. Изучение нового материала.

Цель: активизировать мыслительную деятельность;

Представить результаты групповой работы всему классу.

5. Самоконтроль и оценка работ. Рефлексия

Цель: отработать умения самоконтроля и самооценки, а также умение делать вывод.

6 . Домашнее задание. Творческое и дифференцированное.

На уроке использовала следующие формы работы:

    фронтальная

    групповая

    индивидуальная

Дидактическая сторона урока

    Материал доступен для понимания.

    Этапы урока взаимосвязаны и последовательны

    Дети вели защиту исследовательской работы самостоятельно.

    Использовался наглядный метод

Методическая сторона урока

Урок целенаправлен. Составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.

Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса.

Психологическая сторона урока

Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.

Гигиенические требования к уроку

Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдала правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно проведена физкультминутка.

Время урока было организовано продуктивно за счет продуманной структуры его организации..

Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.

Просмотр содержимого документа
«Цели и задачи»

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений о различиях и особенностях праздников в России.

Тип урока

Урок - презентация проектов.

Планируемые результаты

(предметные)

сформировать представление о различиях и особенностях праздников в России;

Личностные результаты

осознавать себя как индивидуальность и одновременно членом общества, признавать для себя общепринятые морально – этические нормы, воспитывать патриотизм, отношение к семье, как к наивысшей ценности в жизни.

Метапредметные результаты

познавательные – осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное;

коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; учить работать в группе, развивать творческую исследовательскую активность детей;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; стимулировать у школьников интерес к исследованиям;

Основное содержание темы

Основные понятия календарь, значение праздника.

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, доска, учебник, ларец,открытки.

Тема урока: Такие разные праздники

Ход урока

    Организационный момент .

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Давайте улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

2. Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание. Приготовьте свои листочки.(Читаю вопросы).

1).Ответьте на вопросы:

* Что не относится к государственным символам современной России?

А)флаг; б)гимн; в)держава.

*Отличительный знак, который может принадлежать человеку, городу и государству?

А)герб; б)флаг; в)гимн

*Двуглавый орел стал государственным символом при:

А)Петре1; б).Иване3 в).Николае2

*Какого цвета нет на Российском флаге

А)красного б)белого в) желтого

*День государственного флага отмечают в России?

Проверьте ответы. Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. Поднимите карандаш.

Зелёный карандаш – 0 ошибок

Жёлтый карандаш – 1- 2 ошибки

Красный карандаш – 3 – 4 ошибки.

3. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите на слайд.

О чём мы сегодня поговорим на уроке?

(Наверное, о праздниках.)

Прочитайте тему урока (на слайде.)

Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Расширить знания по данной теме)

Что вам известно по данной теме? (Ответы детей).

Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Сегодня мы поговорим о праздниках, отмечаемых в нашей стране. А как вы думаете, что такое праздник?

Обратимся к словарю и узнаем точное определение.(один из учеников читает)

(День или дни торжества, установленные в честь или в память какого-либо события (исторического, гражданского или религиозного). Толковый словарь Ефремовой.

В течение 2 недель мы с вами проводили исследования на тему “Праздники”. Сегодня на уроке мы услышим, к каким выводам вы пришли и увидим результаты исследований.

3. Изучение новой темы.

Вступительное слово учителя.

Как вы думаете, много ли существует праздников в нашей стране?

А какие праздники вы любите больше всего?

Давайте,вспомним на какие группы мы разделили праздники.

(1. Семейные (Дни рождения, свадьбы, вечеринки).

2. Профессиональные (День воспитателя, День археолога и т.д.).

3. Государственные (День защитника Отечества, День России, День Конституции, День Победы и др.).

4. Всенародные (День матери 29 ноября, День смеха 1 апреля, День знаний 1 сентября, День студента 25 января, День семьи, любви и верности 8 июля и др.).

Ребята, а откуда мы узнаём, когда и какие праздники отмечаются? (Календарь, телевизор, интернет, газеты)

А какие бывают календари? Верно (настенные, отрывные, карманные, перекидные).

Ребята, смотрите, что у меня есть.(показываю ларец) А что же в нём? (достать открытку с днём рождения) Что на ней написано? К какой группе праздников её относём? (семейные праздники).

И первая группа праздников, о которой мы поговорим - Семейные праздники. Ребята первой группы подготовили для вас необычный календарь.(на доске)

Слайд

Цель:

Задачи:

Гипотеза:

Защита.

праздник семейный






Дни рождения; День Свадьбы;

Смотрите, ребята, что я нашла в ларце. (Открытка к Дню учителя)

Что символизирует эта открытка?

О какой группе праздников нам расскажут ребята?

Мы поговорим о профессиональных праздниках. 2 группа

Слайд

Цель:

Задачи:

Гипотеза:

Защита.

Чем пахнут ремёсла?

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идёшь мастерской-
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего-
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате-
Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно,
Он пахнет ребята!

Дети представляют календарь из открыток и делают вывод.

При исследовании этой темы мы провели опрос среди учащихся нашего класса, а результаты представили в виде календаря из открыток к профессиональным праздникам родителей.Мы выяснили, что родители нашего класса отмечают следующие профессиональные праздники: День строителя, День бухгалтера, День водителя, День работника торговли, День формацевта, День работника нефтяной и газовой отрасли, День повара, День сельского рабочего.

4. Физ. пауза. Приложение 1 .

5. Изучение новой темы.

Следующая группа праздников, о которой мы поговорим – Всенародные и Государственные.

Слайд 3 группа

Цель:

Задачи:

Защита.

Россия - как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом – Русь! С.Васильев

Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

.

Всенародные праздники отмечаются всеми жителями страны независимо от национальности и религии. Об одном таком празднике мы сейчас и услышим.

Слайд

Цель:

Задачи:

Гипотеза:

1, 5 мин

Дети делают вывод.

6. Самоконтроль и оценка работ.

1.- Давайте оценим работы других учащихся. Какая исследовательская работа вам больше всего понравилась. Посмотрим, что получилось. У какой группы больше всего баллов?

2. - Ну, что ж пришло время и оценить свою работу. Возьмите листы самооценки и поработайте в них.

Молодцы,ребята!

3 –Давайте подведём итог.

– Какова была цель урока?

- С какими праздниками мы сегодня познакомились?

- На какие группы делятся праздники? Какие праздники имеют особое значение?

Есть праздники семейные, профессиональные, народные. Особое значение имеют государственные праздники:12 июня - День России, 22 августа – День Государственного флага России, 12 декабря - День Конституции.

7. Рефлексия.

- Что вам больше всего запомнилось?

Ребята праздник это ведь не только веселье, но и конечно подарки. Я хочу вам подарить вот такие календарики.

Дом. Задание будет следующим: отметьте на этих календарях значимые для вас праздники., и если хотите напишите небольшое сочинение о своём любимом празднике

Защита исследовательской работы на тему: “Традиции и праздники в семьях учеников нашего класса”.

Цель: узнать, какие праздники являются традиционными в семьях одноклассников.

Задачи:

Собрать информацию о семейных праздниках;

Составить календарь семейных праздников одноклассников.

Гипотеза: мы предположили, что традиционными семейными праздниками являются Дни рождения и Новый год.

Защита.

Образ семейного праздника можно представить как счастливый, радостный день торжества, связанного с каким-нибудь важным, замечательным событием, обычаем или верой.

Рядом со словом "праздник" стоит слово "радость", "веселье". И особенно, когда праздник семейный , когда близкие, родные люди окружены теплой, дружественной обстановкой за шумным, праздничным столом.

Семья – это главная ценность человеческой жизни. Укрепить семейные отношения и выразить близким людям свою любовь и благодарность помогают семейные праздники. Это торжественные дни, посвященные семейному счастью и благополучию

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

У каждого члена семьи есть свой праздник, в который он получает поздравления от самых дорогих ему людей. Свои праздники есть у бабушек и дедушек, у матерей и отцов, у детей. И речь идет не только о Днях рождения и Именинах, но также о специальных праздниках, семейных, посвященных родственным отношениям.

Мы провели опрос среди учащихся нашего класса и выяснили, что

традиционными семейными праздниками нашего класса являются:

Дни рождения; День Свадьбы;

Всенародные и государственные праздники. (Новый год, День Победы, Международный женский день, День Защитника Отечества)

Православные праздники. (Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица).

Результаты своего исследования мы отразили в календаре. Таким образом, гипотеза оказалась не верна, так как кроме Дня рождения и Нового года в семьях наших одноклассников отмечаются и другие праздники. В дальнейшем хотелось бы узнать: А какие праздники отмечаются в семьях учащихся других классов? Спасибо за внимание!

Слайд Защита исследовательской работы на тему: “Профессиональные праздники родителей учеников нашего класса”.

Цель: выяснить значение профессиональных праздников для людей.

Задачи:

Рассказать о важности всех профессий;

Изучить историю поздравительной открытки;

Составить календарь из открыток к профессиональным праздникам родителей класса.

Гипотеза: возможно, многие профессии имеют свои праздники.

Защита.

Дети читают стихотворение Д. Родари “Чем пахнут ремёсла?”.

Чем пахнут ремёсла?

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идёшь мастерской-
Стружкою пахнет
И свежей доской.

Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего-
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате-
Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Сколько ни душится
Лодырь богатый,
Очень неважно,
Он пахнет ребята!

Пожалуй, это произведение наиболее точно передает важность каждой отдельной профессии и всех вместе. Ведь привычный вокруг нас мир обеспечивают тысячи профессий, о которых мы даже порой и не догадываемся, но их значение нельзя недооценить.

Профессиональные праздники в России отмечают многие профессии: работники прокуратуры, работники печати, стоматологи, дипломаты, геодезисты, подводники, работники культуры и многие другие. Такие дни появляются на календаре не случайно и являются свидетельством признания государством профессиональных заслуг работников этой отрасли.

На праздники мы часто дарим открытки. Когда же появилась первая открытка?

Существует несколько версий появления первых рисованных открыток. Французы говорят, что местный "Парижский почтовый альманах" рассылал открытки ещё в 1777 году.

Одно несомненно - первые открытки появились именно к Рождеству.

Первые российские открытки были напечатаны только в 1872 году, и они не имели рисунка.

Сначала русские открытки были копиями иностранных, позже художники стали отображать особенности жизни и традиций России.

Некоторые открытки напоминали лубочные картинки. Они также украшали жилище, имели поучительные надписи. Иногда по ним даже учились грамоте. Технический прогресс привёл к тому, что открытки стали печататься на фабриках.

Открытка стала отражать новую жизнь, а во время войны служила мостиком между жизнью и смертью.

В послевоенные годы открытки стали ещё более яркими и красочными.

При исследовании этой темы мы провели опрос среди учащихся нашего класса, а результаты представили в виде календаря из открыток к профессиональным праздникам родителей.Мы выяснили, что родители нашего класса отмечают следующие профессиональные праздники: День строителя, День бухгалтера, День водителя, День работника торговли, День фармацевта, День работника нефтяной и газовой отрасли, День повара, День сельского рабочего.

В дальнейшем хотелось бы узнать историю появления конкретных профессиональных праздников. Спасибо за внимание!

Государственными мы называем праздники, которые устанавливаются указом президента РФ. В эти дни мы обычно отдыхаем.

Для своей исследовательской работы мы выбрали тему: “День России. День народного единства”.

Цель: узнать дату празднования праздников и их историю.

Задачи:

Узнать, что символизирует праздник “День России”;

Изучить историю праздника “День народного единства”;

Подготовить плакат к изучаемым праздникам.

Мы предположили, что День России и День народного единства связаны с важными событиями в истории нашей страны.

Защита.

Россия - как из песни слово,
Березок юная листва
Кругом леса, поля и реки
Раздолье – русская душа.
Люблю тебя, моя Россия
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом – Русь! С.Васильев

12 июня - День России. Официально новое название праздник получил лишь 1 февраля 2002 года. Когда в силу вступили положения нового Трудового кодекса. Сейчас День России – праздник свободы. Гражданского мира и доброго согласия всех людей на основе закона и справедливости. Этот праздник – символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.

День народного единства 4 ноября.Почти 4 столетия назад в начале ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов, и продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

В результате изучения литературы мы выяснили: название праздник День России получил 1 февраля 2002 г. , а День народного единства получил 4 ноября …….г. И хотя эти праздники разделяют века Они символизируют национальное единение. И подготовили плакаты к этим праздникам.

В дальнейшем хотелось бы изучить историю и других государственных праздников. Спасибо за внимание!

Всенародные праздники отмечаются всеми жителями страны независимо от национальности и религии. Об одном таком празднике мы сейчас и расскажем. Наша группа выбрала исследование на тему: “День семьи, любви и верности”.

Цель: узнать дату и историю праздника.

Задачи:

Выяснить, что символизирует праздник;

Узнать, как связан праздник с супругами Петром и Февронией;

Познакомиться с символами праздника;

Подготовить плакат к празднику.

Гипотеза: мы предположили, что День семьи, любви и верности связан со святыми Петром и Февронией.

Всероссийский праздник 8 июля - День семьи, любви и верности – появился благодаря Муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в 12 веке. Эту семейную пару почитают за покровителей семьи и брака.

Пётр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде они умерли в один день. Их тела, положенные в разных местах чудесным образом оказались в одном гробу, так что этот случай сочли чудом.

Просмотр отрывка из мультфильма “Сказание о Петре и Февронии”. 1, 5 мин

У праздника с его становлением сразу появились символ и традиционные награды.

Так как праздник приходится на лето, а лето ассоциируется с цветами, символом праздника стала ромашка. Почему ромашка? Да потому что это самый распространённый цветок в России, и он издревле является символом любви.

Традиционной наградой является медаль.Слайд Медали дарятся семейным парам, которые отметили серебряную и золотую свадьбу. Эти медали даются "За любовь и верность".

В результате нашего исследования мы выяснили, что День семьи, любви и верности действительно связан с Петром и Февронией. Именно 8 июля день памяти этих святых. Вот такой плакат у нас получился.

В дальнейшем хотелось бы познакомиться с историей и других всенародных праздников. Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Фокина Л. П. Шаблон презентации 2»

Урок по курсу «Окружающий мир».

Учитель начальных классов






4. Какого цвета нет на российском флаге: а) красного; б) белого; в) жёлтого .



Самопроверка

ВСЕГО ОШИБОК

Без ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки





Семейные

Профессиональные

Государственные

Всенародные












Дать уч-ся представление о государственных праздниках России, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся. . Запомнить праздничные дни России и традиции празднования тех или иных дней, научить использовать приём кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме, создавать условия для формирования учебно-информационных умений. . Развивать воображение, патриотизм.

Просмотр содержимого документа
«Тема «Такие разные праздники»»

    Айтыкина Амина Худжатловна

    НРМОБУ «Салымская СОШ №2»

    Предмет «Окружающий мир»

    4 класс

    Тема «Такие разные праздники»

    Сообщение новых знаний

Цели урока:

    Дать уч-ся представление о государственных праздниках России, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся.

    Запомнить праздничные дни России и традиции празднования тех или иных дней, научить использовать приём кластера при работе с информацией для систематизации знаний по теме, создавать условия для формирования учебно-информационных умений.

    Развивать воображение, патриотизм.

Ход урока

I . Вызов

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять,

Интересное узнать.

Цели этапа:

    Актуализировать имеющиеся знания и представления о праздниках

    Побудить ученика к активной работе на уроке

    Организовать обмен мнениями

Учитель : День, в которой по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья.

Что это такое?

Отвечая на этот вопрос, мы будем заполнять таблицу:

Хотим узнать Узнал

1. Можно радостно проводить время

2.Проходит в виде церемонии, вечеринки

3.Можно угощать гостей

1.Какие они бывают?

2.Когда их отмечают?

Учитель: Вы все, наверное, догадались, что это такое?

Ученик: Праздники.

Учитель: Это и станет темой нашего урока: «Такие разные праздники»

Учитель: Сегодня мы поговорим о праздниках. А что такое праздник?

Ученик: Торжество в честь какого-либо события.

Приём «Корзина идей»

Учитель: Запишите на листочках бумаги праздники, о которых вы можете сказать « Наши праздники»

Обсудите в парах вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос.

Что у вас получилось?

Приведём всё в систему.

-Идёт « сброс идей в корзину» (дети называют свои выражения в парах, а учитель записывает на доске).

Ученики: День рождение, день свадьбы родителей, день учителя, Пасха, Татьянин день, день Матери, день Валентина ….

Приём «Составление кластера»

Все ошибки исправляются по мере освоения информации

Учитель: Посмотрите на календарь 2012года. Почему некоторые дни отмечаны красным цветом?

Ученик: Потому что эти дни выходные и праздничные.

II .Осмысление (Реализация)

Цели этапа:

    Организовать получение информации на основе приема чтение с остановками, тонких и толстых вопросов

    Обменяться мнениями по проблеме (мнение должно быть у каждого ученика и оно ценно)

Чтение текста учебника на стр. 175

Учитель : С каким новым понятием познакомились?

Ученик: Государственные праздники Российской Федерации

Учитель: Почему эти праздники получили такое название?

Ученик: Эти праздники отмечает весь народ

Учитель: Чему приурочено празднование государственных праздников?

Ученик: Праздники связаны с важными событиями в истории нашей страны.

Дополнение кластера

Учитель: Оправдались ли наши предположения?

Работа с текстом учебника на стр. 175-178

Работать с выделенными датами в учебнике и при этом составляя тонкие и толстые вопросы

Ученики:

Толстые?

Тонкие?

1.Почему этот день считается Днём защитника Отечества?

2.Как вы думаете, почему этот праздник народ отмечает со слезами на глазах?

1.Когда отмечают Международный женский день?

3.Откуда пришёл обычай украшать ёлку?

Работа в группах

Ученики в каждой группе задают вопросы, а другая отвечает:

Мы чествуем героев, которые отдали свою жизнь за нашу Родину.

Это 9 мая - День Победы в войне с фашисткой Германией. Цена победы – Страна потеряла 26 миллионов человек.

Царь Пётр I.

С Германии.

III . Рефлексия

Цели этапа:

    Организовать осмысление полученной информации

    Организовать обмен мнениями по изученной проблеме

    Организовать самооценку усвоения знаний по теме

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого еȅ гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся. Рассказать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздниках в соответствиями с профессиями родителей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Знать, какое значение для государства граждан России имеют государственные праздники?

Государственные праздники.

Представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

Уметь рассказывать о родной стране и её святынях, праздничных днях России на основе данных, полученных из источников массовой информации.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Р. - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

К. - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные результаты

Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о главных праздниках России, их ис-тории, о том, чем они отличаются друг от дру-га. Разделим праздники на разные группы.

Вспомни, какие праздники ты знаешь. Какой праздник запомнился больше всего? Почему?

Изучение нового материала

Такие разные праздники

Все мы любим праздники. Мы радуемся се-мейным праздникам: дням рождения, свадьбам, встречам друзей. Свои профессиональные празд-ники отмечают врачи, работники печати и люди многих других профессий. Один из таких празд-ников — День учителя, когда мы обращаемся со словами благодарности к нашим учителям. А как прекрасны народные праздники!

В нашем календаре есть особые дни. Это праздники, а также памятные дни России. В эти дни мы отмечаем знаменательные события в ис-тории страны, чествуем наше государство, его исторические традиции, символы.

12 июня — День России. Это праздник всего многонационального народа нашей страны, всех, кто оберегает нашу землю и старается приум-ножить её богатства.

22 августа — День Государственного флага Российской Федерации. Государственный флаг — это один из символов страны. Флаг развевается над зданиями органов государственной власти России, на кораблях военно-морского и торгово-го флота.

4 ноября — День народного единства. Этот день напоминает нам о событиях 1612 года, когда народ, объединившись, защитил Родину.

12 декабря — День Конституции. В этот день в 1993 году была принята Конституция России

Мы вспоминаем героев, отдавших свои жизни за нашу Родину, и обращаемся со словами благодарности к тем, кто сегодня охраняет мир на нашей Земле. В школах в этот день принято поздравлять мальчиков как будущих защитников Отечества.

9 мая — День Победы. В этот знаменатель-ный день в Москве на Красной площади про-ходит военный парад. Школьники встречаются с ветеранами. А вечером небо над Москвой и другими городами страны озаряют огни празд-ничного салюта.

Любимый праздник детворы — Новый год. Обы-чай встречать Новый год возник давным-давно.

Древние славяне праздновали Новый год 1 мар-та. Новый год знаменовал первые тёплые дни и начало полевых работ. Позднее русские лю-ди отмечали Новый год 1 сентября. Вот как это происходило в Москве: ровно в полночь палили из пушки на стене Московского Кремля, следом подавал свой голос самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, ему отвечали коло-кола всех московских церквей.

В России встречать Новый год 1 января стали при Петре Первом. Впервые произошло это в Москве 1 января 1700 года. Царь Пётр, любив-ший шумные забавы, повелел всем радоваться и веселиться. Праздничные огни, колокольный звон, пушечная пальба надолго запомнились москвичам. С тех же времён в России появился обычай украшать ёлку. Пришёл он из Германии.

В Новый год мы все подводим итоги прошед-шего года: что нам удалось, а что нет. Это очень важно для каждого из нас и для всей нашей страны.

7января наступает особый христианский праздник — Рождество Христово. Во всех хра-мах страны проходят торжественные богослуже-ния. В Москве в храме Христа Спасителя рож-дественскую службу ведёт Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Марта — Международный женский день — прекрасный праздник весны. Много добрых, лас-ковых слов слышат в этот день бабушки, мамы, сёстры, учительницы. Мальчики поздравляют сво-их одноклассниц.

мая — День весны и труда. В России его отмечают свыше ста лет. А начался праздник с маёвок — на них собирались рабочие, высту-павшие против существовавших тогда в России порядков.

В праздничные дни по традиции собираются вместе все поколения одной семьи.

Много праздничных дней есть в нашем кален-даре. Одни из праздников пришли из далёкой старины, другие появились совсем недавно. Но все они для нас дороги!

Обсудим!

1.Какое значение для народов нашей страны имеют общероссийские праздники?

2.Какие памятные даты России, не упомяну-тые в тексте, вам известны?

3.Какие праздники отмечаются в вашем род-ном крае?

Проверь себя

1.Перечисли праздничные и памятные дни России. 2. Какую историю имеет празднование Нового года? Назови другие праздники, связанные с приходом нового времени года. 3. По тексту и иллюстрациям учебника расскажи о празднова-нии Дня Победы.

Вывод

Особое место в нашем календаре занимают праздники и памятные дни России. Самые важные установлены в честь знаменательных событий и воинских побед, которые сыграли решающую роль в истории России.

Задания для домашней работы

1.Придумай и сделай поздравительную от-крытку к одному из праздников нашей страны. Проведите в классе конкурс открыток.

2.Узнай у взрослых об их профессиональных праздниках. В классе составьте календарь про-фессиональных праздников.

3.С помощью Интернета найди дополнительные сведения об одном из памятных дней России.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Ход урока

1. Актуализация темы.

Сегодня мы поговорим о праздниках.

А что такое праздник?

Что вы представляете, когда слышите слово «праздник»?

Напишите, какие праздники вы знаете.(на листах)

Прикрепить их на доске.

На какие группы можно разделить?

Объясните, почему так называются? Слайд №1

2. Работа по теме.

Задание по группам. Распределить праздники по группам.

1 группа

2 группа

3 группа

Прочитайте, как вы распределили праздники? Слайды №2,3,4

Какие из этих праздников отмечает ваша семья?

О каких праздниках вы узнали впервые?

Где мы можем узнать о дате праздника, как он называется?

Как в календаре обозначаются праздники?

Положите перед собой карманный календарь. Рассмотрите его и скажите, какие праздники там отмечены?

Где можно узнать даты народных и профессиональных праздников?

Об этих праздниках мы узнаем из средств массовой информации: телевидение, радио, газеты, интернет. А еще из отрывного календаря.

Задание по группам:

1 группа:

Народные. )

2 группа: узнать какой праздник отмечают

К какой группе их можно отнести? (Профессиональные. )

3 группа: узнать какой праздник отмечают

День архивов

День таможенника

День работников прокуратуры Р.Ф.

К какой группе их можно отнести? (Профессиональные. )

Слайды №5, 6, 7

Где мы можем найти информацию об истории возникновения праздника?

3. Исследовательская работа

Работать будем по группам. У каждой группы свой объект исследования. Прочитать.

Что мы можем узнать в результате исследования?

Прочитайте, какие результаты исследования у вас должны получиться.

1 группа

Объект исследования: Праздник Севера.

Результат исследования:

  • дата возникновения праздника;
  • вид праздника
  • праздник в нашем городе
  • атрибуты праздника

Что такое атрибуты?

Атрибут – необходимый постоянный признак, принадлежность

Вы будете пользоваться источниками, которые я для вас подобрала.

Что такое источники информации?

Источник – все, что может нам рассказать о прошлом

Источники:

  • буклет «Музей истории полярных Олимпиад»;
  • комплект цветных фотооткрыток «Праздник Севера»;
  • библиографический указатель литературы «По старым традициям – к новым победам» к 70-летию Праздника Севера;
  • стихи о Празднике Севера.

Отчет по исследованию:

  • из каких городов были участники_________________________________
  • праздник в годы войны______________________________________
  • почему назван международным______________________________
  • где проходят соревнования в наши дни______________________________
  • программа праздника в наши дни________________________________

2 группа:

Объект исследования: День Рыбака.

Цель исследования: изучить историю возникновения праздника;

Результат исследования:

  • дата возникновения праздника;
  • вид праздника
  • объяснить значение праздника для государства
  • праздник в нашем городе
  • атрибуты праздника

Источники:

  • Азбука Кольского полуострова. Выпуск № 5.
  • газета «Вечерний Мурманск», 11 июля 2009 год

Отчет по исследованию:

  • вид праздника_______________________________________
  • дата возникновения__________________________________
  • документ о праздновании дня рыбака________________________
  • программа праздника_____________________________________
  • эмблема________________________________
  • атрибуты праздника________________________________________________
  • значение праздника для нашей страны______________________

3 группа:

Объект исследования: День России

Цель исследования: изучить историю возникновения праздника.

Результат исследования:

  • дата возникновения праздника;
  • вид праздника
  • объяснить значение праздника для государства
  • праздник в нашем городе
  • атрибуты праздника

Источники:

  • Сборник «Любимые стихи к праздникам»
  • Галина Шалаева «Большая книга российских праздников»
  • Ты и твоя Родина
  • Детская энциклопедия «Государственные символы России»

Отчет по исследованию:

  • вид праздника_______________________________________
  • дата возникновения__________________________________
  • документ о праздновании дня независимости_______________________
  • программа праздника_____________________________________
  • другое название праздника__________________________________
  • атрибуты праздника________________________________________________
  • значение праздника для нашей страны______________________

Результат исследования вписать в отчет.

Работа с литературой, подготовка выступления, отчет о проделанной работе.

Отчет первой группы по плану. Слайд № 8.

К празднику Севера всегда выпускалось много значков. Кто из вас видел такие значки? Я приготовила небольшие коллекции значков, посвященных этому событию. Рассмотрите их. Что мы можем узнать, рассматривая значки.

Слайд №9

  • Год проведения праздника
  • Вид спорта
  • Эмблему
  • Какой по счету праздник

Отчет второй группы поплану

Рассказ учителя. Главные мероприятия в рамках праздника начинаются с возложения цветов к мемориальным доскам и памятным знакам памяти рыбакам и капитанам.

Слайд №10

7 июля 2005 года на дом № 40 на улице Капитана Орликовой в Мурманске, была установлена мемориальная доска в честь прославленной женщины-капитана Валентины Яковлевны Орликовой.

Орликова Валентина Яковлевна (19.11.1915 - 31.01.1986) - первая женщина-капитан БМРТ, единственная женщина-капитан китобойного судна («Шторм»), ветеран Великой Отечественной войны, первая женщина в рыбной отрасли страны, удостоенная звания Героя Социалистического труда.

После войны она становится капитаном китобойного судна «Шторм». В 1953 году ее пригласили работать в Москву в Министерство рыбного хозяйства. Но капитанский мостик зовёт Валентину Яковлевну - в 1955 году она возвращается в Мурманск. Здесь Орликова начинает осваивать новые суда - большие морозильные рыболовецкие траулеры и становится первой женщиной-капитаном БМРТ.

Её именем назван траулер, построенный в ГДР. В честь одной из первых в стране женщин-капитанов дальнего плавания, Героя Социалистического Труда названа улица города Мурманска. Жители города называют Валентину Орликову «гордостью Мурманска», «легендарным капитаном», «душевным человеком»...

В 12.30 сигнальный гудок судовыми сиренами торговых и рыболовецких траулеров, стоящих в этот день у причалов рыбного и морского портов, оповещает о начале торжественного митинга у памятника рыбакам и кораблям, погибшим при защите советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны (ул. Шмидта, 43, напротив здания управления ОАО «Мурманский Траловый флот»).

Слайд №11

Отчет третьей группы по плану.

Рассказ учителя. День России главный праздник нашей страны. Мы Россияне и должны жить по главному закону нашей страны – Конституции нашего государства. Слайд №12

Указ Ельцина. Слайд №13

Главные символы страны

Герб – по-латыни – трава. В старину ее считали вечной, как сама земля. По мнению некоторых ученых, отсюда произошло и слово «герб» - вечный символ, переходящий из поколения в поколение. Другие ученые считают, что слово произошло от немецкого, обозначающее наследство.

Флаг – есть такое понятие – «Национальные цвета». Как правило, именно они составляют цветовую основу государственного флага. Какие у нас национальные цвета? Что они обозначают?

  • Белый – мир, чистота, благородство;
  • Синий – небо, честность, правда;
  • Красный – огонь, любовь, смелость, великодушие;

Гимн – первая европейская страна, где был учрежден государственный гимн, -Голландия. Интересна история нашего гимна. После распада СССР в 1991году, Россия единственная республика не имела собственного гимна. Почти 10 лет гимн России исполнялся без слов. Только 8 декабря 2000 года был принят закон о Гимне РФ. Где исполняется?
Как нужно вести себя во время исполнения гимна?

  • Выслушивается стоя
  • Мужчины снимают головные уборы

Итог

  • С какими видами праздников познакомились?
  • Что нового узнали о праздниках?
  • О каких праздниках еще хотите узнать подробнее?


Похожие публикации