Мозг на паузе: как выйти из творческого тупика и заставить себя придумывать новые идеи. Навязчивые сексуальные мысли

09.07.2006, 10:46

Воообще у меня есть маленькая проблема, когда я думаю о хорошем на будущее или даже просто-так. У меня происходит все плохое. А когда думаю о плохом, все хорошеее. Что это такое со мной. И я не хочу быть писсемисткой, а оптимисткой! Помогите

09.07.2006, 13:57

Тема перемещена в "Психологические проблемы", т.к. это реально проблема в твоём мозгу, твоём сознании. Я хочу сказать, что и я когда-то тоже так думал... Но могу сказать следующее, как это обычно происходит. У человека действительно случается пара-тройка ситуаций, когда происходят такие казусы: когда он думает, что что-либо удастся, это никак не удаётся, и наоборот. Мозг человека это всё связывает и делает вывод (неверный, потому как из частного как правило не может следовать целое, это ещё надо доказать), что всегда, когда человек думает о хорошем, происходит плохое... Как я вылечился от этого недуга. Да просто выкинул из головы это утверждение, и всё! Специально про него забыл, и всё встало на свои места

09.07.2006, 14:47

Помогитену как тут помочь? Ну если просто думать, что все будет хорошо, действительно только плохое и будет происходить. Нужно прелагать все усилия, чтобы все получалось так, как хочешь. Человек - кузнец своего счастья

09.07.2006, 22:06

Мозг человека это всё связывает и делает вывод (неверный, потому как из частного как правило не может следовать целое, это ещё надо доказать), что всегда, когда человек думает о хорошем, происходит плохое...

Согласен полностью...Сам не сталкивался с такими проблемами, но глядя на других сделал такой же вывод.

Просто не надо строить выводы о везении/невезении, закономерностей на этот счет не существует...Предрассудки к сожалению очень частое проявление слабостей человека.

12.07.2006, 14:50

У меня тоже самое:(думала я одна такая странная) оказывается это у многих так... А вот что с этим делать - не знаю.

Просто не надо строить выводы о везении/невезении, закономерностей на этот счет не существует
оно ведь просто само по себе получается...

12.07.2006, 15:44

Машутка
А в чем конкретно это выражается?
Я думаю, что на почве нескольких совпадений у тебя происходит фиксация на такого типа ситуациях. Старайся не обращать внимания или же акцентируй его на положительных моментах, раз уж решила быть оптимисткой:)

13.07.2006, 00:39

Когда думаю о хорошем, происходит плохое, когда о плохом - хорошее
закон подлости и так всегда....или же человек сам себя на это настраивает...

18.08.2006, 04:32

ООО как ээто знакомо...Особенно перед контрольными... вот подготовилась я...знаю всё на 100 процентов...радостная...иду гулять со спокойной душой...и на след. день всё провалю.(хотя уверена в себе на 100 процентов) А когда я в себе совершенно не уверена..что-то не доучила..чего-то не знаю...думаю что всё будет ужасно..тогда у меня всё получается.

Раньше внимание не обращяла но теперь обращаю...когда я слишком спокойная сразу понимаю чего-нибудь да будет плохое. а когда я слишком уж нервничаю то уже понимаю что всё будет окей.

18.08.2006, 12:06

У меня немного не так, но я заметила, что все самое хорошее и все самое плохое происходит в моей жизни совершенно неожиданно, когда я об этом даже не думаю. Это срабатывает в абсолютном большинстве случаев. Если честно, думаю у многих так. Когда чего-то сильно боишься, наверняка случится по-другому -- ты ведь не можешь угадать, что произойдет! Но не надо думать, что всегда все выходит прямо наоброт. Я верю в силу желания, поэтому надо всегда верить в лучшее! ;)

20.08.2006, 15:40

Я тоже очень хочу верить в силу желания, и это НАДО делать, а то хорошее не сбудется. Но я часто против воли представляю себе плохое, и это хорошее о чем надо думать, что будет все хорошо, выходит не очень хорошо, но могло быть хуже. Поэтому я часто занимаюсь самовнушением, хожу целый день перед важным днем и повторяю про себя "Все будет хорошо" и т д и все происходит нормально.

17.09.2006, 20:43

Машутка
У меня не совсем то, что ты написала, но нечто похожее. Я так или иначе верю, что будет хорошо, может не сразу, но будет, но при этом вместе с этим крутятся мысли о том, что будет, когда будет плохо.
То есть когда происходит плохое, я чаще всего готова морально к этому, так как уже продумала в голове такой вариант событий, но все равно верю, что это плохое потом заменится в хорошее. А чаще всего, если я стойко уверена в том, что все пройдет удачно, все проходит как раз неудачно, как по закону подлости. Так что я уже ничего не загадываю заранее, так как если загадаешь, то это уже точно не произойдет.

17.09.2006, 20:53

Вы идете с пессимистами? Я нет. Всегда думаю о хорошем. Почти всегда. Думаю о хорошем, - все хорошо. Думаю о хорошем снова, - всё попа. Но я не перестаю думать о хорошем, усугубляет.

Как избавиться от навязчивых тревожных мыслей, мешающих нормально жить? Руководство о том, как победить обсессивные, т.е. навязчивые и повторяющиеся нежелательные, непроизвольные мысли. Причины, особенности, лечение. Узнайте, каковы самые распространённые и опасные обсессии, почему они возникают, какие виды и классификации навязчивых мыслей существуют, а также о том, как противостоять обсессиям и контролировать их.

Что такое обсессивные или нежелательные мысли?

Если одни и те же мысли постоянно приходят к нам в голову, они становятся обсессивными и нежелательными. Чтобы дать наиболее точное и понятное определение обсессивных мыслей, воспользуемся формулировкой, представленной в пятом издании (DSM-V) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам:


Определение обссессивного или навязчивого нежелательного мышления:
  1. Мысли или повторяющиеся стойкие навязчивые нежелательные мысленные образы, причинающие значительный дискомфорт или беспокойство.
  2. Нецелесообразные стойкие мысли, побуждения или мысленные образы, при которых ситуация не ограничивается чрезмерным беспокойством о проблемах повседневной жизни.
  3. Человек пытается игнорировать или подавить эти мысли и мысленные образы, либо старается нейтрализовать их с помощью других мыслей или действий.
  4. Человек осознаёт, что эти навязчивые мысли или образы являются результатом его умственной деятельности (не навязываются извне).

Когда мы говорим об обсессивном мышлении, речь идёт не только о навязчивых мыслях, но и образах. Есть люди, воображение которых протекает в “кадрах”, как в кино. Для других характерен внутренный диалог или самоинструкции, хотя в той или иной степени могут проявляться обе формы мышления. Для того, чтобы мысль/образ стали навязчивыми, недостаточного того, чтобы они регулярно повторялись. Они должны причинять дискомфорт. Иными словами, быть нежелательными.

Хотелось бы подчеркнуть это, поскольку на протяжении всей нашей жизни мы думаем о множестве неприятных вещей, и это совершенно нормально. Приведём пример: представьте, что вы ведёте автомобиль и вдруг видите на дороге мяч. В следующее мгновение ваше воображение рисует образ машины, сбивающей ребёнка. Это пример нежелательной мысли, ставшей результатом мысленной ассоциации, порождённой нашим мозгом. Эта мысль сама по себе не является обсессивной. Она станет такой только в случае, если мы будем к ней постоянно возвращаться и это начнёт влиять на нашу жизнь и поведение.

Разница между навязчивым и нежелательным мышлением заключается в следующем:

  • Обсессивное мышление: повторяющееся + нежелательное
  • Нежелательное мышление: нормальное, возможное и логичное

После того, как мы разобрались, что такое навязчивые мысли, рассмотрим причины их появления.



Каковы причины навязчивых мыслей? “Как я могу так думать?”

Сигналом к тому, что наше нежелательное мышление становится навязчивым, служит вопрос, который мы задаём себе: “Как я могу так думать?” Сами по себе нежелательные посторонние мысли в голове вполне обычны, это не является чем-то странным. Почти все мы через это проходим, особенно когда у нас плохое настроение или стресс. Когда же эти посторонние мысли становятся обсессиями? Все мы получили соответствующее воспитание, образование, опыт, прошли определённые этапы личностного развития и т.д. В результате всего этого формируется серия убеждений, ценностей и представлений о себе и окружающих, которые в комплексе определяют наши взаимотношения с окружающим миром. Именно поэтому одна и та же мысль для одного человека может не иметь практически никакого значения, в то время как для другого она будет крайне важна.

Нежелательные мысли могут быть вызваны плохим настроением или стрессовой ситуацией. Например, что произойдёт, если вам в голову взбредёт мысль обнажиться на публике? Скорее всего, вы не придадите ей значение и с лёгкостью проигнорируете. Однако, представьте себе ситуацию: вы недавно стали мамой или папой. И вдруг, успокаивая или убаюкивая младенца, вы чувствуете порыв, или вам приходит в голову мысль о том, что вы ударяете его ножом. Возможно, сначала это вам покажется глупостью, однако когда вы начнёте об этом думать, вас ужаснут подобные мысли: “Как я вообще могу думать о таких страшных вещах? Что я за мать/отец? Может, я представляю опасность для семьи?” И т.д. Как вы думаете, что может произойти дальше?

Может быть, и ничего. Но вполне вероятно и такое развитие событий: ваша мысль превратится в неотступный страх нанести вред ребёнку. При этом переживаемый стресс может спровоцировать появление и других похожих мыслей. И чем чаще такие мысли будут появляться, тем больше они будут нас пугать. И эта тревожность вынудить вас принять меры, что-то сделать, чтобы контролировать мысли. Это - начало обсессивно-компульсивного расстройства.

Таким образом, нежелательные мысли сами по себе не являются плохими. Однако когда эта мысль “взламывает” нашу систему ценностей, становится значимой, и всё наше внимание сосредотачивается на том, чтобы подавить, отвергнуть её, тогда она и превращается в обсессию. Наш мозг склонен дополнять информацию, котоорую он получает, устанавливать связь между тем, что мы воспринимаем, думаем и чувствуем. Этот процесс происходит бессознательно с целью поиска гармонии и равновесия. Проблема появляется, когда приходят неожиданные мысли, когда в нашей голове автоматически возникают необъяснимые, беспокоящие нас ассоциации, и наш мозг пытается справиться с ними, безуспешно пытаясь найти решение и логическое объяснение.

Чем опасны обсессивные мысли

Навязчивые мысли опасны тем, что могут навредить нашему эмоциональному и психическому здоровью. Обсессивные мысли влияют на нас в зависимости от значения, которые мы им придаём. Для людей характерно то, что чем больше мы думаём о чём-то, тем более значимым это для нас становится. И если мы думаем часто и интенсивно, то начинаем верить в реальность наших мыслей, хотя это может совершенно не соответствовать действительности. Например, если беременная женщина думаёт о том, чтобы поранить себя ножом, или у ребёнка появляется мысль пнуть ногой пожилую женщину, или если подростку кажется, что если он начнёт громко говорить, все начнут над ним смеяться… если они во всё это верят, это будет отравлять им жизнь изо дня в день. Начнут развиваться привычки и типы поведения, позволяющие избегать этих ситуаций. Прекратить готовить еду, переходить на другую сторону тротуара при виде старушки, не отвечать на уроке и т.д.

Однако, насколько велика вероятность того, что все наши мысли немедленно исполнятся? Наверное тогда бы мы все выиграли в лотерею, жили бы в шикарных домах и нашли бы работу своей мечты. Или представьте, если сотрудник подаст в суд на своего работодателя только потому, что решит, что тот хочет его уволить (хотя он этого не сделал)? Или что мать накажет ребёнка только потому, что решит, что тот задумал сбежать из дома? Абсурд, не правда ли? Поэтому так важно понимать, что наши мысли - это наше, личное, интимное. А действия - реальные, ощутимые. Нельзя забывать о том, что мы свободны в наших действиях и отвечаем за них, и только мы решаем, претворять ли наши мысли в реальность или нет.

Руминация

Нужно различать навязчивые мысли и руминации. Руминации - абсолютно добровольны. Люди сами принимают решение думать о них, концентрируются на них. Руминации не относятся к случайным мыслям. Люди выбирают руминации по своей воле, хотя также может возникнуть желание избавиться от таких мыслей. Наверняка многие из вас снова и снова мысленно возвращались к прожитой ситуации, в которой вам бы хотелось иначе ответить кому-то, но вас застали врасплох и вы не смогли подобрать нужные слова. Рассказывая об этом в расстроенных чувствах вашим друзьям, любимым или маме, вы говорили: “Нужно было ответить так…” или “Мне надо было сделать …” Мы “зависаем” в ситуациях из прошлого, думая о том, что могли бы поступить или ответить иначе, получив отличный от реального результат. “А если я сделал это…. то тогда…”, “Если бы я не сказала…”, “Если бы я не пошёл…” и т.д. Это и есть руминации.

Руминации опасны, поскольку не дают нам двигаться дальше, не позволяют принять ситуацию и делают нас беспомощными. Мы кажемся себе неэффективными, зацикливаемся на своих недостатках, потому что думаем и знаем о том, что могли бы сделать лучше. Нужно чётко осознавать, что тот факт, что мы, на наш взгляд, хуже справились с какой-то ситуацией, не делает нас некомпетентными и неумелыми. Жизнь - это опыт, и мы учимся нас своих ошибках. Ключ к принятию подобных ситуацией - понимание, что это опыт, благодаря которому в следующий раз мы будем действовать эффективнее.

Классификация обсессий. Самые распространённые навязчивые мысли

Посторонние мысли часто сопровождаются чувством вины или стыда, что вынуждает людей скрывать их. Однако такой тип мышления встречается чаще, чем кажется. Наиболее распространённые навязчивые мысли:

1- Навязчивые мысли про грязь

Речь идёт о мыслях, связаных со страхом заражения. Внимание сфокусировано на грязи, микробах, вирусах, жидкостях тела, химических, липких веществах и т.д

2- Навязчивый страх перед опасностью

Повторяющиеся мысли о том, заперта ли дверь, выключена ли плита или, например, выбор одного и того же маршрута когда вы идёте один по улице и т.д.

3- Навязчивые мысли о порядке и симметрии

Этот тип обсессивного мышления широко известен благодаря телевидению. Речь идёт о людях, у которых вызывает тревожность беспорядок и нарушение симметрии.

4- Навязчивые мысли, связанные с телом или физическими симптомами

Есть люди, зацикленные на какой-то части своего тела. Например, у человека крупный, однако в пределах нормы, нос. Однако он воспринимает это иначе, как будто у него вместо носа - гора, и все мысли крутятся вокруг этого.

5- Навязчивые религиозные, кощунственные или богохульные мысли

Это, как правило, случается с очень верующими и догматичными людьми, с моральными нормами и правилами, которые они применяют по отношению к себе и другим. Их обсессивные мысли связаны с неприемлемым их верой и принципами поведением.

6- Навязчивые сексуальные мысли

Происходит то же, что и в предыдущем случае. Охваченный ими человек отвергает их. Характерны для людей, переживших болезненный опыт либо выросших в семьях, где тема секса была табу.

7-Навязчивые мысли, связанные с хранением бесполезных или использованных вещей

Люди, которые хранят или коллекцинируют вещи и не способны выбросить использованные и бесполезные предметы, даже когда они не представляют какой-то личной ценности. Например, наклейки, календари, закладки, мячи, рождественские картинки и т.д.

8- Навязчивые мысли об агрессии и насилии

Этот тип обсессивного мышления является наиболее шокирующим, поскольку содержимое таких мыслей очень неприятно для человека, которым они овладевают. На самом деле подобные мысли связаны со страхом потерять контроль и сделать то, что делать не хочется. Как результат - человек испытывает тревожность и беспокойство. Скажем, приведённый выше пример о том, когда беременная думает, что произойдёт, если она убьёт ножом своего ребёнка. Такие мысли спровоцируют страх, тревожность, чувство вины и недостатка контроля. Однако если бы женщина на самом деле хотела бы это сделать, то она бы не испытывала эти чувства.

Как контролировать обсессивные и повторяющиеся мысли

Дэниел Вегнер опубликовал исследование, в котором разъясняет некоторые приёмы, которые могут помочь справиться с назойливыми и навязчивыми мыслями. Эти методы не являются лечебными, они - лишь гипотеза о том, что может способствовать подавлению обсессивных мыслей. В частности:

  1. Целенаправленное отвлечение: цель этой стратегии - “отключить” мозг от беспокоящей мысли. Когда мозг отвлечён и сосредоточен на других вещах, очень вероятно, что навязчивых мыслей будет меньше.
  2. Отложите беспокойные мысли “на потом”: эта техника заключается в выделении 30 минут в день на обдумывание беспокоящих нас ситуаций. Таким образом можно освободить наш ум в течение большей части нашего времени.
  3. Постарайтесь избегать стресса: стресс усиливает навязчивые мысли.
  4. Постарайтесь принять нежелательные мысли вместо того, чтобы бороться с ними: “Бороться с объектом ваших мыслей подобно борьбе в зыбучих песках. Я хочу, чтобы вы посмотрели на них. Представьте, что они выходят из ваших ушей как лозунги, которые выкривают марширующие солдаты. Разрешите этим солдатам пройти перед вами, как на небольшом параде. Не спорьте с этими лозунгами, не избегайте их, не заставляйте их исчезнуть. Просто смотрите им вслед”. (Маакс и Вудс, 2005, стр. 440).
  5. Техника экспозиции: контролировать навязчивые мысли лучше всего помогает техника, известная как “Экспозиция”. Она заключается в сознательном многократном продумывании того, что беспокоит нас, для того, чтобы удостовериться, что то, реализации чего мы боимся, не является реальным. Использовать эту технику нужно только под контролем специалиста, умеющего её правильно применять, поскольку некорректное использование может привести к негативным последствиям.
  6. Осознанная медитация или медитация Mindfulness может помочь справиться с обсессиями, поскольку даёт нам возможность сконцентрироваться на определённом моменте и отпускать посторонние мысли, появляющиеся в сознании.
  7. Запишите ваши навязчивые мысли на листке бумаги: выражать свои самые потаённые мысли и чувства очень полезно. Это может помочь значительно сократить количество нежелательных обсессий, поглощающих вас.

Наше образование строится на поглощении информации, добытой предыдущими поколениями. Но, как утверждает нейропсихолог Эстанислао Бахрах, постоянно рассчитывая на ранее полученные знания и опыт, мы перестаем думать - поэтому нам бывает так трудно подключить воображение к решению сложных задач. Издательство «Манн, Иванов и Фербер» выпустило книгу «Гибкий ум» , в которой он рассказывает, как работает наш мозг и что делать, чтобы переключиться на творческое мышление. T&P публикуют отрывок о том, каким образом в голове появляются новые идеи, можно ли заставить себя их генерировать и почему критика парализует творческий процесс.

Как приходят в голову идеи?

Творчество питается идеями, которые должны откуда-то появляться. Они, в свою очередь, рождаются в мозге. Одна из наиболее интересных работ, объясняющая появление идей, - это «Когнитивная нейронаука и изучение памяти» . В 2000 году он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине за это исследование. Доктор Кандель и его коллеги предлагают новую модель мозга, так называемую умную память. С момента появления этой модели большинство нейробиологов отбросили теорию доктора Роджера Сперри о двух полушариях мозга - правом и левом. Согласно теории Канделя анализ и интуиция функционируют одновременно во всех моделях мышления. Нет левого мозга и правого мозга - только обучение и воспоминания в различных комбинациях в едином мозге.

Не буду утомлять вас научными сложностями. Теория говорит примерно следующее: с момента рождения все, абсолютно все, что случается в жизни, регистрируется в той или иной части мозга. Это и есть умная память . Не только опыт, но и все, чему мы учимся: что мы читаем, что видим, что нам рассказывают. Чтобы лучше понять эту теорию, представьте: в мозге множество ящиков. Каждый случай из жизни хранится в одном из этих ящиков умной памяти. Следовательно, мозг работает как архиватор.

Ящики открываются и закрываются, и воспоминания соединяются случайным образом. И чем более мы расслаблены, тем чаще они открываются и закрываются и тем больше воспоминаний перемешивается. Когда это происходит, в определенный момент дня или ночи у нас появляется больше идей, чем в другое время. Для каждого это индивидуально: для кого-то - в ду ше, для других - во время пробежки, занятий спортом, за рулем автомобиля, в метро или автобусе, во время игр или раскачивания дочки на качелях в парке. Это моменты ясности ума .

Когда мозг расслаблен, в нем появляется больше мыслей. Они могут быть обычными, знакомыми или не важными, но иногда в их ряды просачиваются идеи, которые мы называем творческими. Чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет нестандартной. Иначе говоря, идеи - это случайная комбинация понятий, переживаний, примеров, мыслей и историй, которые разложены по ящикам умной памяти. Мы не придумываем ничего нового. Новизна в том, как мы комбинируем известное. Внезапно эти комбинации понятий сталкиваются, и мы «видим» идею. Нас осенило. Чем выше уровень ясности ума, тем больше возможностей для открытий. Чем меньше постороннего шума в голове, чем спокойнее мы становимся, наслаждаясь любимым делом, и тем больше озарений появляется.

Бетховен экспериментировал с 70 разными вариантами одной и той же музыкальной фразы, прежде чем остановиться на одном из них. «Я многое изменяю, откидываю и снова пробую, пока не остаюсь совершенно удовлетворенным», - говорил он другу. Нет ничего необычного в том, чтобы постоянно совершенствовать свои идеи, пока вы не найдете то, что лучше всего звучит

Это прекрасно понимают инновационные компании. Они размещают своих сотрудников в светлых, просторных, приятных помещениях, где те могут представлять будущее. В спокойной обстановке, когда не требуется гасить пожар повседневности, творческие люди становятся более изобретательными. А как мы уже знаем, по статистике, чем больше идей, тем больше шансов, что одна из них будет необычной. Если компания щедра к сотрудникам, они ответят ей тем же. В сборной Аргентины Лионель Месси - тот же человек с тем же мозгом, что и в «Барселоне». Но в «Барселоне» он более производителен: за матч он может провести 10–15 атак, из которых две-три завершатся голом. В то же время в сборной ему удается провести две-три атаки за игру, следовательно, меньше шансов, что они будут нестандартными и приведут к голу. Уровень его игры и то, как он использует свои навыки и творческий потенциал, очень сильно зависят от обстановки, атмосферы на тренировках, команды и самочувствия. Творчество - это не какая-то волшебная лампочка, которую можно включить в любом месте, оно тесно связано с окружающей средой. Для творчества необходима стимулирующая обстановка.

Техника абстрактного рисунка

Нарисуйте любые абстрактные фигуры, какие угодно. Не думайте долго, используйте свою интуицию.

Из нарисованных фигур интуитивно выберите ту, которая вам больше нравится, выделяется из общего ряда. Обратите внимание на ее главные свойства и признаки. Например, она может быть нарисована плавными, прерывистыми, толстыми линиями, может быть странной, круглой, угловатой и т. д.

Используйте эти свойства и признаки, чтобы нарисовать другую фигуру. Подумайте, на что похожа эта вторая фигура (на облако, на кота, на йогурт, на солдата, на флажок и т. д.).

Примените получившиеся предметы к своей творческой задаче.

У всех днем или ночью происходят озарения. Многие идеи, появившиеся в результате комбинации понятий, этого открытия и закрытия ящиков, забываются сразу или по прошествии некоторого времени, поэтому желательно их тут же записать. Никогда не стоит недооценивать потенциал идеи, которая появилась «из ниоткуда» в неподходящий момент. Запишите ее. Перечитывайте свои записи. Вычеркивайте ненужные, чтобы они не засоряли визуальное поле.

Вспомните свои десять последних удачных идей. Где они вас посетили? Запишите их. Записывайте все.

Фабрика идей

Мы уже упоминали продуктивное мышление, когда нам в голову приходят новые мысли, в противоположность мышлению репродуктивному, когда воспроизводится уже известное. Продуктивное мышление способствует творчеству. Но как порождать множество идей, как проводит массу атак Месси, надеясь, что одна из них завершится голом?

Когда Эдисон усовершенствовал лампочку и создал батарею, один из помощников спросил, как он ухитрился продолжать работать над этими изобретениями после тысяч неудачных попыток. Эдисон ответил, что не понимает вопроса, так как для него эти попытки не были неудачными. Он узнал способы, которые не работают. Пикассо создал около 50 тысяч произведений, включая картины и рисунки. Не все работы из этого огромного количества известны. Но художник знал: он должен много писать, чтобы создать что-то новое. Следует производить много идей, а не стараться придумать одну хорошую или необычную. Для этого необходимо думать свободно, не критикуя самого себя, не оценивая, не осуждая. Сначала нужно расслабиться, освободить мысли и начать думать. Нет ничего более вредного для творчества, чем критика или осуждение. Нам сложно этого избежать. Образование и окружение учат нас критическому мышлению, и мы постоянно выносим суждения. Сразу же оцениваем свои новые идеи и мысли, подчиняясь инстинкту, будто ведем машину, держа одну ногу на педали газа, а другую - тормоза. В результате, производя большое количество идей, например во время мозгового штурма , мы затем тратим много времени (иногда чересчур много) на придумывание причин, по которым эта идея не сработает или не может быть воплощена.

На самом деле надо стараться отрабатывать все возможные идеи. Как только вы или окружающие начинаете оценивать идею, творческое мышление парализуется. В таком случае то немногое, что появилось, соскользнет к знакомым, проверенным и консервативным моделям мышления. Думать, не оценивая, - это динамичный и свободный процесс. Идеи при обсуждении сталкиваются, создавая новые комбинации и ассоциации и творческие возможности бесконечно возрастают.

Техника SCAMPER

SCAMPER - это техника мозгового штурма для новичков или для людей, не умеющих последовательно анализировать. Она состоит из серии направляющих вопросов, которые относятся к действиям замещения (Substitute) , сочетания (Combine) , адаптации (Adapt) , изменения (Modify) , применения в других условиях (Put to Other Use) , удаления (Eliminate) и переворота (Reverse) .

Например, моя задача - улучшить производительность команды.

Начинаем с замещения: можно поменять вещи, места и процедуры. Что мне делать? Заместить сотрудников? Уволить кого-то? Нанять других? Сменить работу? Поменять процесс работы над проектом? Назначить другого лидера? Найти другой офис или место для собраний? Далее - сочетания. Можно сочетать темы, понятия и идеи. Совместить должности сотрудников? Что, если я отправлю хороших продавцов в офис, а плохих - в магазины? Может, стоит привнести в работу какие-то развлекательные элементы?

Адаптация - адаптировать идеи в новом контексте. И так далее.

В результате вы ответите на все эти гипотетические вопросы, и многие ответы послужат идеями. Их можно будет оценить и использовать в решении своей творческой задачи.

Другое препятствие на пути творчества: когда тебе приходит в голову хорошая идея, она может тебе помешать придумать лучшую. Поэтому нужно производить идеи, не задумываясь о том, плохие они или хорошие, можно ли воплотить их в жизнь, решат ли они проблему. Дайте себе время думать без цензуры. Для этого я всегда советую поставить себе цель по времени и количеству идей. Тем самым вы направляете творческую энергию в нужное русло. Инновационные компании чаще всего устанавливают норму 100 идей в час. Давайте попробуем и мы.

Придумайте и запишите 100 вариантов применения кирпича. Вы увидите, что первые 10–20 будут стандартными, привычными, известными: сложить стену, подняться повыше, построить гриль, поддерживать книжные полки и т. д. Следующие 30–50 идей будут уже оригинальнее. По мере приближения к сотне мозг начнет делать дополнительные усилия и произведет более творческие и нестандартные альтернативы. Чтобы этот процесс был наиболее эффективным, нужно обуздать внутреннего критика и начать записывать все идеи, в том числе самые очевидные и плохие. Первая треть, скорее всего, будет включать в себя старые, одинаковые идеи, во второй трети появятся более интересные, а в последней - наверняка откроются заслуживающие внимания, неожиданные и непростые изобретения. Если бы мы не поставили себе целью произвести такое большое количество идей, эти последние тридцать не увидели бы свет.

Семь заповедей при создании идей

Не оценивайте: позвольте мыслям свободно парить, проявите гибкость.

Не комментируйте: любой негативный комментарий или критика испортит настроение и повлияет на творческий процесс.

Не редактируйте: не позволяйте внутреннему редактору влиять на процесс. Редактура - это работа левого полушария мозга, а оно не участвует в рождении идей.

Не исполняйте: вам приходит в голову идея, и тут же другая часть мозга отвлекается, думая, как можно ее воплотить. Это неправильно!

Не оглядывайтесь: не говорите себе: «Я уже это пробовал два года назад, и ничего не вышло».

Не теряйте мотивацию: очень легко утратить запал и интерес к тому, чем вы давно занимаетесь. Избегайте этого.

Творческое мышление сильно зависит от этого постоянного процесса выработки идей, когда мы отбрасываем привычные, стандартные и известные идеи и развиваем незаурядные.

Один из наиболее эффективных способов придумать большое количество идей в течение недели - это классифицировать их и записывать в блокнот или телефон по мере возникновения. Как мы уже знаем, они появляются и уходят внезапно. Даже если у вас получается отвести время на производство идей, мозг работает 24 часа в сутки, и озарение может случиться в любое время, особенно в моменты ясности ума. Можно создать свою библиотеку идей. Кроме того, когда вы фиксируете и разбиваете мысли на категории, процесс мышления ускоряется, а внимание обостряется. Это очень простой, но действенный метод.

Удивительно, но так можно использовать себе во благо тягу к письму, запечатлевая мысли и делая мыслительный процесс более свободным и гибким. Чем больше мы пишем, тем быстрее думаем и тем пластичнее становится мышление.

Гибкость мышления

Для того чтобы мышление стало более свободным (количество) и более гибким (изобретательность), составляйте списки. Составление списков - необыкновенно действенный способ увеличить свободное течение мыслей. Например, за несколько минут составьте список всех возможных применений велосипеда. Вероятно, вам на ум придет множество идей, но также вы подвергнете некоторые из них цензуре и запишете только самые очевидные. Чтобы покончить с этой цензурой, придется проявить гибкость. Позвольте себе записывать и другие идеи. Гибкость мышления означает способность выйти за рамки заурядности и традиций, импровизировать.

Упражнение для развития гибкого мышления

Напишите предложение из четырех слов («хочу съесть много конфет»). Далее придумайте еще несколько из четырех слов так, чтобы каждое слово начиналась с той же буквы, что и слова в исходном предложении. Например, если первые буквы слов «х», «с», «м» и «к»: «хромой старик медленно ковыляет» или «хороший стальной морской компас».

Тупики и озарения

Представьте: ваш творческий потенциал - это лесной пожар. Неистовое, всепоглощающее пламя, растущее и охватывающее пространство с взрывной мощью. Леса не загораются магическим образом от ничего. Пожар начинается с искры, как и творчество. Одна из главных помех творчеству - чувство, что необходимо придумать и описать в мельчайших деталях решение, прежде чем начать работать над задачей. Все мои творческие проекты родились от небольшой, но идеальной искры вдохновения. Все творческие задачи перерождаются и меняют направление на пути к финалу.

Творческий блок известен в нейронауке как тупик. Это ситуация, когда разум работает на сознательном уровне и оказывается в тупике. Это камень посередине дороги, который не убрать силой воли. Это связь, которую вы хотите провести, но не можете: как пытаться вспомнить имя старого приятеля, придумать имя новорожденному ребенку или просто не знать, что написать о проекте. Мы все иногда наталкиваемся на эти блоки. Когда нужно проявить творческие способности, очень важно преодолеть или избежать их.

Более 50% работающих людей выполняют задания, так или иначе связанные с творчеством. Описать, придумать, спроектировать, нарисовать, раскрасить, переработать и т. д. Создать или передать информацию по-новому. Все новое привлекает наше внимание, а в мире бизнеса это обычно дает прибыль. В этом смысле творческий процесс - крупный двигатель в создании ценностей. Хотя бo льшую часть дня вы выполняете рутинные задания, которые не требуют творческих способностей, часто на пути встают и незнакомые препятствия. Для них не существует отработанных решений, очевидных объяснений или полезных воспоминаний в мозге, поэтому они требуют новых идей.

Для того чтобы преодолеть блок и позволить прийти вдохновению, нет ничего лучше, чем заглушить активность префронтальной коры головного мозга, отвечающей за осознанные мысли. Блок может возникнуть именно из-за «шума» коры. Благодаря технологиям мы можем зафиксировать процессы мозга во время решения человеком самых разных задач. Доктор Марк Биман из Северо-Западного университета открыл, что в 40% случаев мы решаем проблемы логически, пробуя идеи одну за другой, пока какая-нибудь не подойдет. Остальные 60% приходятся на озарения. Они характеризуются отсутствием какого-либо осознанного продвижения в поиске решения, которое появляется внезапно. Как мы уже выяснили, рассматривая творческий процесс, озарения «поднимаются» из подсознания и возникают в самых странных, необычных местах и в неподходящее время, зачастую когда мозг не занят решением проблемы.

Больше всего энергии мозг тратит на мысли о чем-то новом. Поэтому нам так сложно что-то изобрести

Столкнувшись с новой проблемой, мы чаще всего применяем к ней стратегии, эффективные в прошлом. Это хорошо работает, когда новая проблема похожа на старую и творческие решения не нужны. Но в большинстве случаев неверно пытаться решить новые проблемы старыми способами: это мешает поиску лучших вариантов и ведет в тупик. Нередко мы оказываемся в тупике из-за того, что на пути у правильных решений стоят ошибочные. Выйти оттуда - все равно что изменить направление движения на узкой улице: придется остановиться, чтобы пропустить автомобили, едущие в противоположную сторону. Когда вы отдыхаете от проблемы, активные и осознанные формы мышления затихают, и вы даете слово подсознанию. По этой причине решение вашей проблемы нередко находят другие люди: они не застряли в вашем способе мышления и могут взглянуть на вопрос под другим углом. Оказавшись в тупике, нужно сделать обратное тому, что подсказывает интуиция, - не пытаться усиливать концентрацию на проблеме в течение долгого времени. Надо заняться чем-то совсем другим, чем-то интересным, развлекательным. Это лучший способ вызвать вдохновение. Кроме того, чем больше вы думаете о проблеме, тем тревожнее становитесь.

Биман обратил внимание на то, что у людей, испытывающих инсайты, повышенная активность в переднем отделе правой височной доли мозга. Эта область прямо под правым ухом относится к правому полушарию. Она отвечает за целостное мышление и собирает данные с самых дальних участков мозга. И я представляю себе дальние ящики, которые открываются и закрываются, выплескивая идеи, а эти идеи соединяются в новые понятия в переднем отделе правой височной доли. За полторы секунды до озарения мозг находится в покое. Затем следует внезапный и длительный рост активности альфа-волн в правой затылочной доле - области, которая обрабатывает визуальную информацию. Эта внезапная активность альфа-волн спадает точно в момент озарения. Похоже, так мозг отключает любую деятельность, связанную с визуальной функцией, уменьшает уровень визуального шума. «Замолчи, я думаю».

Со всеми случалось: вы разговариваете с кем-то, и вдруг его взгляд начинает блуждать, а сам человек выглядит рассеянным. Тем самым мозг отключает множество визуальных данных, чтобы сконцентрироваться на еле заметных сигналах. По-видимому, без этого отключения не будет и озарения.

Техника одиночного мозгового штурма

Возьмите карточки и на каждой напишите по одной идее. Откладывайте карточки в сторону по мере готовности. Записывайте идеи, как только они приходят в голову, не важно, хорошие, плохие, странные, экзотичные или все сразу. Не важно, логичны ли они и имеют ли ценность. Главное - придумать как можно больше идей, не оценивая их, пока вы не запишете все возможные варианты.

Потом возьмите все карточки и займитесь их сортировкой и оценкой. Каким образом? Комбинируйте, свободно сочетайте записанные идеи, чтобы создать новые. Представляйте, как та или иная идея может сработать, и меняйте ее. Попробуйте развернуть идею, посмотреть, может ли сработать ровно противоположная. Постарайтесь выстроить их, заменить на похожие, рассмотреть каждую с разных точек зрения, нарисовать или сделать диаграмму идеи, придумать каждой по метафоре, найти общее между двумя и более идеями. Представьте себе возможную критику и попытайтесь исправить идею в соответствии с этой критикой. И не забудьте поспать, дав мозгу поработать в одиночку.

В момент озарения в мозге появляются гамма-волны. Это происходит за 30 миллисекунд до того, как решение всплывет в сознании. Эти волны - самые быстрые волны мозга. Их создает группа нейронов, «загорающихся» одновременно. Активность гамма-волн означает, что разные области мозга устанавливают между собой связь. По аналогии с теорией Канделя, представьте себе ящики, которые открываются и закрываются в разных точках мозга. Так сочетаются идеи, на первый взгляд не имеющие ничего общего, и в результате происходит озарение. У людей в глубокой медитации , у труднообучаемых их активность низкая, а у человека, находящегося без сознания или в коме, они совсем отсутствуют. Озарение сопровождается сильнейшим взрывом энергии, это заметно по лицам людей, их голосу и языку тела. Такой человек чувствует себя хорошо, он почти в эйфории. В этот недолгий пик активности человек наиболее мотивирован и не боится пойти на определенные риски. Как только нейрохимический коктейль заканчивается, мотивация быстро падает. Поэтому после озарения нужно как можно быстрее начать действовать.

Отпусти

Обезьяна видит сосуд с орехами, сует руку и берет несколько. Но горлышко сосуда такое узкое, что она не может вынуть руку с орехами. Обезьяна не хочет отпускать орехи и оказывается в ловушке. Мы, люди, тоже оказываемся в ловушке с тем, что не хотим отпускать: мнениями, переживаниями, суевериями и страхами.

Упражнение на случай мысленного блока

Представьте, что препятствие обрело физическую форму в одном из надетых на вас предметов: шапке, кольце, платке, свитере или ботинке. Снимите этот предмет, и вы почувствуете себя свободнее и спокойнее.

Между эмоциональным состоянием и озарениями очень тесная связь. Счастье увеличивает возможность их появления, а тревога уменьшает. Когда мы нервничаем, мозговая активность возрастает, что затрудняет распознавание малозаметных сигналов, а именно такие сигналы предшествуют озарению, когда мозг успокаивается.

Исследования показывают, что люди, у которых чаще всего происходят озарения, лучше осознают свои внутренние процессы . Они способны наблюдать за собственными мыслями и в результате поменять свою форму мышления. Такие люди лучше контролируют свой разум и благодаря этому могут успокоить его. Любая техника или дисциплина, позволяющая узнать себя и развить свой эмоциональный интеллект, сделает нас более творческими . И вовсе необязательно уделять больше внимания проблеме, усиленнее сосредоточиваться или быть гением.

Легко оказаться в ловушке, казалось бы, неразрешимой проблемы, то есть в тупике. Для того чтобы найти выход, стоит поставить мозг на паузу, уменьшить его активность, чтобы предотвратить неправильные ответы. Нужно прислушиваться к слабым сигналам и позволить мозгу, который находится в покое, то есть обладает минимальной электрической активностью, создавать внутренние связи. Поэтому озарения обычно случаются, когда вы расслаблены или довольны. По возможности всегда старайтесь снять напряжение, отодвинуть дедлайн, заняться чем-то интересным, снизить уровень тревоги, сделать перерыв и отдохнуть. Притормозите деятельность мозга и посмотрите, не появятся ли неявные связи. А в случае озарения сконцентрируйтесь на нем как можно быстрее, пока не пропала энергия.



Похожие публикации