Психологическая совместимость как фактор семейного благополучия. Как привлечь благополучие? Характеристика неблагополучной семьи.

О благополучии семьи

Особенно их много по субботам украшенных кольцами, лентами, шарами и куклами свадебных машин, везущих молодых, их родственников и гостей к месту рождения новой семьи. И всякий раз при виде свадебного кортежа мы с легкой грустью вспоминаем день нашей собственной свадьбы и мысленно желаем молодым счастья и благополучия. Давайте посмотрим на них с точки зрения общества, самой семьи и ученых. Можно сказать, что с точки зрения общества благополучная семья это та, в которой созданы все условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, воспитательной и репродуктивной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи это благополучие общества в целом. Социологи выделяют одиннадцать слагаемых семейного счастья и благополучия: - взаимопонимание между супругами - отдельная квартира - материальное благополучие - дети - уверенность в прочности брака - интересный досуг в семье - интересная работа - соответствующее образование - хорошее положение на работе - хорошие друзья - самостоятельность супругов Это если брать в целом и общем. А в частности, среди этих условий есть те главные, которые крайне необходимы каждой семье. Какие именно? По мнению жителей одного крупного города, главные условия семейного благополучия взаимопонимание между супругами, отдельная квартира, материальное благополучие, дети в семье и интересная работа у каждого из супругов. Правда, порядок этих ценностей у мужчин и женщин несколько различен. Практичные мужчины на первое и второе места ставят отдельную квартиру и материальное благополучие, после чего следует взаимопонимание между супругами, дети и материальное благополучие. Женщины же решительно отдали пальму первенства взаимопониманию, детям, а потом уже отдельной квартире, материальному благополучию и интересной работе. Не будем упрекать современные семьи в меркантилизме, тем более что они вовсе не отдают первенство материальному, а нормальное состояние семейного “базиса” необходимо для оптимального функционирования ее надстройки. Зададим себе другой вопрос: а не преувеличиваем ли мы значение этого самого материального фактора? И для ответа на этот вопрос обратимся к результатам специального исследования ученых, беспристрастно освещающих истинную картину семейного счастья и благополучия. Как известно, Лев Николаевич Толстой в романе “Анна Каренина” утверждал, что все несчастные семьи несчастны по-своему. Но если несчастные семьи так отличаются друг от друга, то, наверное, не меньшие (если не большие) различия существуют между семьями счастливыми и несчастными. Вопросом о том, в чем именно состоят эти различия, задались американские исследователи В.Метьюз и К.Миханович. В результате изучения очень широкого спектра реальностей жизни семьи они обнаружили десять наиболее важных отличий, причем все они относятся не к условиям жизни семьи, а к взаимоотношениям и поведению супругов. Добавлю еще, что все они могут быть положены в основу несложных правил счастливого семейного общежития. Итак, в несчастных семьях, в отличие от счастливых, супруги, во-первых, неодинаково относятся ко многим вопросам и проблемам. Во-вторых, плохо понимают чувства другого. В-третьих, говорят слова, которые раздражают другого. В-четвертых, часто чувствуют себя нелюбимыми. В-пятых, не обращают внимание на другого. В-шестых, чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии. В-седьмых, ощущают потребность в человеке, которому можно довериться. В-восьмых, редко делают комплименты друг другу. В-девятых, уступают чаще другого. В-десятых, желают большей любви. Итак, даже в условиях пронизывающих всю жизнь нашего современного общества отношений купли-продажи главные слагаемые семейного счастья оказались не материального, а духовного порядка. И здесь впору задуматься: а много ли семье надо? По данным психологов, для счастья семьи нужно не столь уж много. - Направленность на другого (т.е. умение понимать его, внимательно к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания) - Нормальное, бесконфликтное общение - Доверительность и эмпатия (действительное сочувствие другому; эмоциональный отклик на его неблагополучие, побуждающее к действиям в его пользу) - Понимание друг друга - Нормальная интимная жизнь - Наличие Дома именно с большой буквы: не жилплощади, а места, где может отдохнуть от сложностей жизни и семья в целом, и каждый из ее членов в отдельности Было проведено весьма интересное исследование 100 супружеских пар, отметивших свои серебряные свадьбы, в ходе которого супруги с 25-летним стажем совместной жизни ответили на три вопроса: какие черты мужа (жены) являются наиболее важными для семейного долгожительства? Что больше всего цементирует ваши семейные отношения? Что прежде всего необходимо вашим детям для достижения “серебряных” и “золотых” рубежей в их семейной жизни? В числе наиболее важных качеств оказались готовность прийти на помощь друг другу (первое место); добродушие, быстрая отходчивость (второе место); терпимость к недостаткам характера (третье); юмор (четвертое). Любопытно, что, по почти единодушному мнению опрошенных, рационализм, практичность, экономность в расходовании материальных средств не играю существенной роли в укреплении семейных отношений. Среди ответов на второй вопрос на первое место вышли дети (точнее, необходимость совместной заботы об их воспитании, обучении); на второе совместные заботы о сегодняшнем дне, общая совместная деятельность (от заботы о детях и внуках до помощи и поддержки друзей, родственников и друг друга). Третье и четвертое места поделили между собой сексуальная совместимость и семейный досуг (интересы, увлечения, общий круг друзей). К числу главенствующих факторов “серебряного” или “золотого” упрочнения семейной жизни детей их “серебряные” мамы и папы отнесли духовную близость и психологическую совместимость между мужем и женой. Наиболее часто выдвигались такие условия прочности, как взаимопонимание, общность интересов, умение прийти на помощь друг другу в трудную минуту, терпимость, способность сохранять верность, не замыкаться в узком кругу своей семьи, иметь преданных и хороших друзей, не увлекаться накопительством и “вещизмом”.

Принимая во внимание, что во всех процедурах по размещению и усыновлению семьи наилучшим интересом ребенка должно быть основное внимание. Признавая, что в основных правовых системах мира существует ряд ценных альтернативных институтов, таких как Кафала исламского права, которые предоставляют альтернативную помощь детям, которых не могут заботиться их родители.

Признавая также, что только в тех случаях, когда учреждение признается и регулируется внутренним законодательством государства, применяются положения настоящей Декларации в отношении такого учреждения и что такие положения никоим образом не затрагивают альтернативные институты, существующие в других правовых системах.

Благополучная семья- это такая семья, в которой добровольно и качественно выполняются взаимные обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, поддерживаются моральные основы и ценности общества. Это семья, которая может сама себя материально обеспечить, которая воспроизводить человеческую культуру и сохраняет ее. Модель благополучной семьи варьируется в зависимости от уровня развития общества и особенностей конкретной страны.

Сознавая необходимость провозглашать универсальные принципы, которые должны быть приняты во внимание в ходе разбирательств в связи с размещением ребенка или усыновлением ребенка на национальном и международном уровнях. Принимая во внимание, однако, что следующие принципы не налагают на государства юридические институты, такие как размещение или усыновление семьи.

Провозглашает следующие принципы. Все государства должны уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребенка. Благополучие ребенка зависит от благополучия семьи. Основной заботой ребенка является забота его или ее естественных родителей. Если родители не могут заботиться о ребенке, или им это не удобно, следует рассмотреть вопрос о том, чтобы поручить ребенку уход за семьей родителей, другой приемной семье - способствовать или способствовать - или, при необходимости, в соответствующее учреждение.

В целом включает в себя:

Базисные качества:

Наличие работы, удовлетворяющей членов семьи

Достаточный доход; наличие квартиры

Удовлетворение образовательных, медицинских, бытовых, культурных потребностей.

Качества поведения:

Трудовая и экономическая активность

Активность в сфере культуры и образования

Во всех вопросах, связанных с размещением ребенка на попечении лиц, не являющихся их естественными родителями, первоочередное внимание должно быть уделено наилучшим интересам ребенка, особенно их потребности в любви, а также права на безопасность и постоянный уход.

Лица, ответственные за усыновление и размещение семьи, должны получить профессиональную подготовку или другую соответствующую подготовку. Правительствам следует определить, являются ли их национальные службы защиты детей приемлемыми и рассмотреть вопрос о принятии соответствующих мер.

Активность в поддержании и улучшении здоровья

Общественная активность

Качества семейного сообщества:

Духовно-нравственный потенциал

Образовательный потенциал

Психологический потенциал.

По определению Всемирной Организации Здравоохранения Здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Ребенок должен всегда иметь имя, гражданство и законный представитель. Ребенок не может быть лишен своего имени, гражданства или законного представителя в результате размещения в семье, усыновления или подчинения любому альтернативному режиму, если он или она не приобретет новое имя, гражданство или законный представитель.

Потребность в ребенке, находящемся под опекой или принятом для ознакомления с его предшественниками, должна быть признана лицами, ответственными за его / ее уход, если это не противоречит наилучшим интересам ребенка. Размещение семьи ребенка должно регулироваться законом.

Признаки здоровой семьи:

    наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей,

    воспитывающихся на основе преемственности поколений;

    духовно-нравственное благополучие;

    медицинское благополучие;

    отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

    удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными;

    Будущая приемная семья и, при необходимости, ребенок и его или ее естественные родители должны быть адекватно вовлечены во все вопросы, связанные с размещением. Компетентный орган или орган должны отвечать за надзор, чтобы обеспечить благополучие ребенка.

    Конечной целью усыновления является предоставление постоянной семье ребенку, о котором не могут заботиться их естественные родители. При рассмотрении возможных семей усыновления лица, ответственные за этот процесс, должны выбрать наиболее подходящие условия для ребенка.

    Необходимо предоставить достаточное время и предоставить соответствующие рекомендации родителям ребенка, предполагаемым усыновителям и, при необходимости, самому ребенку, чтобы как можно скорее принять решение о будущем ребенка. Отношения между ребенком, который должен быть принят, и предполагаемыми усыновителями, должны соблюдаться органами или службами, ответственными за защиту детей до их принятия. Законодательство должно гарантировать, что ребенок признается по закону как член усыновляющей семьи и пользуется всеми вытекающими из него правами.

    единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

    здоровый семейный образ жизни.

Признаки стабильной семьи:

    положительная эмоциональная направленность межличностных отношений всех членов семьи;

    сплоченность семейного социума, единство целей и задач;

    четкая иерархия по полу, возрасту, социальному статусу;

    Если ребенок не может быть помещен в приемную или приемную семью или надлежащим образом ухаживать в своей стране происхождения, международное усыновление может рассматриваться как альтернативный способ предоставления семьи ребенку. Правительствам следует принять политические и законодательные меры и создать эффективный надзор для обеспечения защиты детей в процессе международного усыновления. Когда это возможно, международное усыновление должно осуществляться только в том случае, если такие меры были приняты в соответствующих странах.

    постоянные внутрисемейные взаимодействия «лицом к лицу».

Нормально функционирующей считается такая семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как для семьи в целом, так и для каждого ее члена.

Для этого типа семьи характерно: - гибкость иерархической структуры власти; - ясно сформулированные семейные правила; - сильная родительская коалиция; - сохранение четкой дистанции между поколениями.

При международном усыновлении места размещения должны, как правило, осуществляться через компетентные органы или органы, применяя стандарты и гарантии, эквивалентные тем, которые существуют в отношении принятия на национальном уровне. Лица, участвующие в процедуре размещения, ни при каких обстоятельствах не должны извлекать из этого излишнюю материальную выгоду.

В процессах международного усыновления, в которых участвуют лица в качестве потенциальных предполагаемых приемных родителей, необходимо принять особые меры предосторожности для защиты юридических и социальных интересов ребенка. Не следует принимать во внимание международное усыновление до того, как будет установлено, что ребенок может быть принят на законном основании и что должны быть получены соответствующие документы, необходимые для завершения процесса усыновления, такие как согласие компетентных органов.

Оценку благополучия семьи можно оценить по шкале: Благополучные - неблагополучные – группы «риска» - находящиеся в социально опасном положении.

3.Характеристика неблагополучной семьи

Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблаго­получия. В психологической, социологической, педагогической ли­тературе существует достаточно много определений, понятий, назва­ний неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «груп­пы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, ока­завшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в госу­дарственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в нау­ке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи. Неблагополучная семья - семья, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсут­ствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, небла­гополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в кото­рой или оба родителя, или один родитель, и экономически состо­ятельная семья, и экономически несостоятельная, и т.д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие люб­ви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов. Семья «группы риска» - в семье на­рушены взаимоотношения, что затрудняет нормальное психи­ческое развитие членов семьи. Осложненное поведение членов семьи порождает трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск. Семья «группы риска» - это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Второй вид риска свя­зан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутст­вуют условия для нормального психического и физического разви­тия ребенка. Асоциальная семья - тип семьи, представляющий собой нару­шенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Она опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением детей. Статус семьи - комплексная характеристика, отражающая положение семьи в определенной сфере жизнедеятельности в дан­ный момент времени, ее адаптацию, воспитательные и педагогиче­ские функции в отношении детей, взаимоотношения между члена­ми семьи и отношение к детям, отражающая уровень ее культуры, соответствие ее ценностей нормам и правилам жизни в обществе. Социальный статус ребенка - комплексная характеристи­ка, отражающая положение ребенка в семье в данный конкретный момент времени. Это забота родителей о детях, отношение к ним, уровень проявления педагогических и воспитательных функций членов семьи, соответствие членов семьи ценностям, нормам и правилам жизни в обществе. В него также входит характеристика экономического, психологического, культурного, ролевого и пра­вового статусов ребенка.

Кроме того, ребенок должен эмигрировать и переходить к будущим приемным родителям и приобретать гражданство последнего. При международном усыновлении, как правило, юридическая сила усыновления должна быть гарантирована в каждой из участвующих стран. Если ребенок отличается от граждан его будущих предполагаемых усыновителей, должным образом учитываются как законодательство государства, в котором ребенок является гражданином, так и законодательства страны будущих усыновителей. В этой связи должным образом учитываются культурные и религиозные особенности и интересы ребенка.



Похожие публикации