Цикл встреч с интересными людьми. Встреча с интересным человеком как форма работы с родителями, способствующая формированию детско-родительских отношений

Совместная деятельность

Тема : «».

(шестикратной чемпионкой Европы по летнему биатлону, двукратным серебряным призером первенства мира, мастером спорта).

Драчёва Джульета Андрушевна,

воспитатель МБДОУ Детский сад №17 «Ромашка»,

г. Чайковский.

Место занятия в образовательном процессе : мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникого телевидения, мобильной связи, Интернета. Для познавательного развития детей знакомство с различными источниками информации (книга, телевизор, компьютер) и формирование умений пользоваться некоторыми из них имеет большое значение. Но при этом, исходя из анализа ситуации в дошкольном образовании, в настоящее время объём содержания образовательной нагрузки по социально-личностному развитию детей составляет от 0 до 13 % в разных программах. По мнению исследователей у выпускников детского сада не формиру-ются на должном уровне обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Личностно незрелые, недоигравшие дошкольники идут в школу, не научившись регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Поэтому непосредственное общение взрослого и ребёнка представляет собой очень важную форму педагогического взаимодействия. Взаимодействуя с воспитанниками, взрослый передает свою индивидуальность, реализует потребность быть личностью и в свою очередь, помогает сформироваться соответствующей потребности у воспитанников. Поскольку общение протекает непосредственно, лицом к лицу, оно приобретает для участников педагогического взаимодействия личностное измерение. Характер общения обусловлен прежде всего устремлениями и идеалами, кроме знаний, в процессе общения взрослый передаёт детям свое отношение к миру, людям, профессии. Образовательная область «Социализация». Возрастная группа: старший дошкольный возраст. Интеграция Цель Задачи: Образовательные:

    Обучать детей навыкам свободного общения со взрослыми и детьми. Расширять знания детей о зимних видах спорта: лыжный, сноуборд, горные лыжи, саночный, биатлон.
Развивающие:
    Развивать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения. Развивать диалогическую речь детей: учить задавать вопросы, принимать живое заинтересованное участие в беседе. Ввести в активный словарь термины: биатлон, биатлонист, саночник, сноубордист.
Воспитательные:
    Способствовать усвоению детьми нравственных норм. Воспитывать чувство уважения к личности спортсмена и чувство гордости за его успехи.
Оборудование:
    стенды; фото спортсменов и иллюстрации с зимними видами спорта (лыжный спорт, саночный, горнолыжный, биатлон); спортивный инвентарь биатлониста (лыжи, ботинки, винтовка, нагрудный номер, спортивная шапочка); плакат с фотографией спортсменки Александры Валишиной; краски гуашевые; салфетки; бумажные полотенца; презентация о биатлоне; ТСО: ноутбук, музыкальный центр.

План – конспект совместной деятельности

Технологическая карта совместной деятельности

Тема : «Встреча с интересным человеком ».

Образовательная область «Социализация». Возрастная группа: старший дошкольный возраст Интеграция с другими образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура». Цель : приобщение детей старшего возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи: Образовательные: -обучать детей навыкам свободного общения со взрослыми и детьми; - расширять знания детей о зимних видах спорта: лыжный, сноуборд, горнолыжный, саночный, биатлон; -развивать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения; -развивать диалогическую речь детей: учить задавать вопросы, принимать живое заинтересованное участие в беседе; - ввести в активный словарь термины: биатлон, биатлонист, саночник, сноубордист. Воспитательные: -способствовать усвоению детьми нравственных и этичных норм. Оборудование: стенды фото с зимними видами спорта; спортивный инвентарь биатлониста (лыжи, ботинки, винтовка, нагрудный номер); плакат с фотографией спортсменки Александры Валишиной; краски гуашевые; салфетки; бумажные полотенца; ТСО: ноутбук, музыкальный центр, презентация о биатлоне.

Части занятия

Интеграция ОО

Методы и приёмы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Оборудование

Мотивационно-стимулирующая

Познание, Коммуникация

Познание

Коммуникация

Познание

Рассказ воспитателя, рассматривание фотовыставки, вопросы к детям.

Рассматривание спортивного инвентаря, активизация словаря, пояснение, уточнение, побуждение к размышлению.

Показ презентации о биатлоне.

Педагог рассказывает:«Ребята, наш город Чайковский - это город любителей спорта. Он стал центром подготовки спортсменов для участия в зимней Олимпиаде в 2014 году. Что вы знаете об этом? Да, для этого строят огромный спортивный комплекс, где будут тренироваться лыжники, прыгуны с трамплинов, биатлонисты. Чайковский гордится многими известными спортсменами, которые достигли больших побед. Одна маленькая девочка очень мечтала стать чемпионкой. Она выросла и её мечта сбылась. Сегодня мы с ней встретимся. А каким видом спорта занимается наша гостья? Догадайтесь! (Педагог предлагает детям рассмотреть спортивный инвентарь, и высказать свои предположения, побуждает к рассуждению, поддерживает беседу).Педагог приглашает посмотреть презентацию о биатлоне (дети рассаживаются на стульчики перед ноутбуком). Дети стоят рядом с педагогом и рассматривают иллюстрации с видами спортивного комплекса, фотографиями спортсменов и разных видов спорта на стендах, проговаривают (закрепляют) названия зимних видов спорта.Дети называют предметы спортивного инвентаря, вместе с педагогом делают вывод о том, что названые предметы относятся к виду спорта - биатлон.Дети смотрят короткую презентацию

Стенды с иллюстрациями: горнолыжного и лыжно-биатлонного комплексов г.Чайковского;

видов спорта – биатлон, лыжный, горнолыжный, хоккей, сноуборд.

Спортивный инвентарь: ботинки, лыжи, винтовка, нагрудный номер, шапочка.

Ноутбук, презентация о биатлоне.

Организационно- практическая

Познание, Коммуникация, социализация

Коммуникация, Социализация

Физическая культура, Здоровье

Вопросы к детям, совместное размышление

побуждение детей к высказываниям

Встреча гостяВопросы, побуждение детей к высказываниям

Показ, объяснение,выполнение физических упражнений.

Дети, вы слышали о таком виде спорта - биатлон? Хотите, больше узнать об этом виде спорта? (педагог сообщает детям о предстоящей встрече с интересным человеком – спортсменом, биатлонистом)Какие вопросы вы будете задавать гостю? О чём можно спросить спортсмена? Педагог предлагает детям обсудить правила ведения беседы:Как обратиться к гостю? Как правильно задать вопрос? Как взаимодействовать друг с другом в процессе беседы? Педагог представляет гостя: Валишина Александра Владимировна – шестикратная чемпионка Европы по летнему биатлону, двукратный серебряный призер первенства мира, мастер спорта. Педагог поддерживает интерес детей к беседе, мотивирует на активное участие в общении с гостьей, напоминает о правилах ведения беседы, задаёт вопрос. Александра Владимировна, скажите, пожалуйста, какими качествами должен обладать спортсмен? Гостья перечисляет необходимые качества (упорство, старание, сила воли, выносливость, честность, смелость …)В ходе беседы педагог просит гостью провести с детьми разминку и объяснить значение данных упражнений для здоровья. Дети отвечают на вопросы и советуются друг с другом о том, какие вопросы будут задавать гостю.Дети проговаривают правила ведения беседы,(обращаться к гостю по имени - отчеству, задавать вопросы чётко и понятно, не перебивать друг друга, уметь дослушать до конца) Дети встречают гостью, здороваются, приглашают её в группу, предлагают присесть.Задают вопросы, рассматривают медали, кубки.Выполняют предложенные упражнения.Дети благодарят гостя за интересную беседу и провожают его.

Контрольно - оценочная

Коммуникация, СоциализацияКоммуникация, Социализация, Художественное творчество. Показ выполнения действий, объяснение.Продуктивная деятельность детей. Мы узнали о сбывшейся мечте Александры Владимировны. У каждого человека должна быть мечта! А теперь давайте отдохнем и поделимся своей мечтой с Александрой Владимировной - кем вы хотите стать?Педагог подводит итог беседы и предлагает детям сделать подарок.(показывает образец выполнения – обмакивает ладошку в краску, прикладывает её рядом с портретом и произносит пожелание спортсменке): Александра Владимировна, желаю Вам, новых спортивных достижений.

Педагог вместе с детьми дарит подарок с пожеланиями (Александра Владимировна, мы дарим вам тепло наших рук. Желаем, Вам столько побед в будущем, сколько пальцев на наших ладошках!)

Александра Владимировна благодарит детей, желает им, чтобы и их мечты тоже сбылись.

Дети делятся с гостьей своей мечтой.Дети вместе с педагогом приглашают гостью к столу и изготавливают подарок.Обмакивают свои ладошки в гуашь, прикладывают их к плакату вокруг портрета спортсмена и проговаривают свои пожелания.Дети благодарят гостью за интересную беседу, прощаются и провожают ее.

Лист размером А1 с портретом гостьи; тарелочки с красками – гуашь красного, жёлтого, зелёного, синего цвета; бумажные полотенца и влажные салфетки для протирания рук.

Напрасные совершенства и другие виньетки Жолковский Александр Константинович

Встречи с интересными людьми

Встречи с интересными людьми

В середине 1970-х годов, уже на полуопальном положении, служа в “Информэлектро” и почти все рабочее время посвящая статьям по структурной поэтике, которые затем печатались на Западе, я получил приглашение выступить со своими идеями перед интеллигентной аудиторией города-спутника биологов Пущино. Устроила это имевшая там множество знакомых наша сотрудница Леля Волковыская – под флагом модной в те времена формы неофициальной культурной жизни: встреч с интересными людьми. В Пущине располагался Институт белка АН СССР, и по инициативе его замдиректора, профессора, скажем так, Птицына, при пущинском Доме ученых было создано интеллектуальное кафе “Желток”. Птицын охотно клюнул на Лелину идею, а меня она без труда соблазнила перспективой мгновенной славы и вдобавок лыжного катания по приокским холмам и долам.

Учитывая словесную магию места (белок – желток – Птицын – …), в Пущине, наверно, следовало бы говорить о Пушкине. Но я избрал Пастернака и Ахматову. На примере ахматовского стихотворения 1936 года “Борис Пастернак” (“Он, сам себя сравнивший с конским глазом…”), в то время печатавшегося под стыдливым названием “Поэт”, я решил развить занимавшую меня тему взаимодействия поэтических миров. Прибыв на место, я увидел цветную афишу, гласившую:

ВСТРЕЧИ С ИНТЕРЕСНЫМИ ЛЮДЬМИ

канд. филол. наук

А. К. Жолковский

АХМАТОВА О ПАСТЕРНАКЕ

Кафе “Желток”

Стилистика кафе была позаимствована из телевизионного “Голубого огонька” – так называемая непринужденная атмосфера, столики с пластмассовым покрытием, чашечки с черным кофе. Но массовость аудитории превзошла самые смелые ожидания: в зале было несколько сот человек. Наверно, в тот вечер пущинцам было больше некуда пойти, и они сбежались, как солдаты на привезенную в часть кинокартину.

Это был один из редких в моей жизни случаев массового успеха, а по продолжительности выступления – бесспорный личный рекорд. Сначала я говорил часа полтора, потом сделали перерыв, во время которого желающие, примерно половина, ушли; потом выступление и дискуссия продолжались еще часа два; после второго перерыва осталось человек двадцать, но в полночь кафе закрывалось, и тогда совсем уже узкий кружок собрался у кого-то на квартире. Наряду со щекочущими диссидентское сознание именами двух поэтов роль, возможно, сыграл и присвоенный мне титул интересного человека.

Острых моментов в ходе доклада было два, оба в первом отделении. Сначала кто-то из слушателей, раздраженный жесткостью моих структуралистских построений, спросил, как можно говорить о формулах и инвариантах, когда все поэтическое, духовное, да и вообще человеческое, так непредсказуемо и неповторимо.

– Что за такая неповторимость? – парировал я. – Вот, например, ваш вопрос, как правило, задается кем-нибудь именно в этом месте доклада. Так что вы как раз вполне повторимы.

По аудитории пробежал одобрительный смех. Все-таки это были исследователи не чего-нибудь, а белка, к моделированию живого более или менее морально готовые.

Второй провокационный вопрос, поступивший от самого Птицына, касался трактовки формальных эффектов (звуковых, грамматических и т. п.) как средств воплощения смысла. Помимо вполне естественного незнакомства с достижениями тартуской семиотики Птицын проявил неожиданное упорство в отстаивании своих литературно-теоретических воззрений. Спор затягивался, нарушая правильный ритм доклада и четкую расстановку сил, и я закончил его решительным выпадом:

– Я вижу, мне не удается убедить уважаемого оппонента. Разумеется, каждый имеет право на свое мнение. Я только не хотел бы, чтобы у аудитории сложилось впечатление, будто имеет место спор между кандидатом наук Жолковским и доктором наук Птицыным. В действительности спор идет между кандидатом филологических наук Жолковским и, что касается литературы, выпускником советской средней школы Птицыным.

В зале послышался и захлебнулся возмущенный ропот. Спор прекратился, и я продолжал доклад; в перерыве Птицын и его супруга, корректно попрощавшись, ушли. После этого и до самого конца – до двух часов утра, когда я в изнеможении пошел спать, – никаких драматических эксцессов уже не было.

Из обитателей городка мне особенно запомнился один молодой сотрудник. Он был невысокого роста, красивый, с гладкой кожей. На другой день после доклада я был приглашен к нему на ланч, и меня поразила его кухня, сверкавшая чистотой и обилием кухонных принадлежностей – кофеварок, красиво расписанных досок для нарезания овощей и т. п. Он деловито и элегантно угостил нас, потом аккуратно убрал со стола, помыл и поставил сушиться посуду.

Он жил один, но вскоре ожидался приход его подруги. Я спросил, не ей ли его хозяйство обязано таким завидным порядком. Оказалось, нет – хозяйничать его научила мама, объяснившая, что это вернейший способ против непродуманной женитьбы, диктующейся соображениями уюта. Больше вопросов у меня не было, спорить тоже не приходилось – ответ оставалось запомнить и принять к сведению.

Так моя поездка в городок биологов закончилась встречей с действительно интересным человеком, несомненным специалистом по науке о жизни – способе существования белковых тел.

Из книги Том Йорк. В Radiohead и соло. автора Бейкер Тревор

13. Встречаться с людьми легко Должно быть, они сами задавались вопросом, о чем думают все эти люди. В отеле в Барселоне участников Radiohead буквально окружили журналисты. Журналисты торчали в каждом коридоре, сидели в холле, ждали в баре с диктофонами в руках и делали заметки в

Из книги Звезды и немного нервно автора Жолковский Александр Константинович

Встречи с интересными людьми В середине 70-х годов, уже на полуопальном положении, служа в «Информэлектро» и почти все рабочее время посвящая статьям по структурной поэтике, которые затем печатались на Западе, я получил приглашение выступить со своими идеями перед

Из книги Великая Российская трагедия. В 2-х т. автора Хасбулатов Руслан Имранович

Беседа со знающими людьми Когда отпечатал, я сделал три ксерокопии. И пригласил трех очень умных людей, которые находились у меня в приемной, - дал им по экземпляру, пусть читают, сам же сел за свой стол. Ждал. Не торопил, хотя время торопило меня.Минут через 15 от текста

Из книги Рудольф Дизель автора Гумилевский Лев Иванович

Борьба с людьми Для постройки двигателя и производства опытов с новой машиной нужны были значительные средства.Рассчитывать на свои только силы и средства было невозможно даже при условии, что первый же осуществленный мотор даст положительные результаты. Дизель

Из книги Воспоминания об Илье Эренбурге автора Эренбург Илья Григорьевич

Сергей Образцов Вместе с людьми Я всегда думал, что нужно, чтобы быть большим писателем, большим художником? Может быть, я неверную формулу придумал, но мне кажется, что для того, чтобы быть большим писателем и большим художником, нужно иметь мужскую голову, женское сердце

Из книги В СССР инвалидов нет!.. автора Фефёлов Валерий

«Не замыкаться в себе, общаться с людьми…» Однажды, в феврале 1982 года, в Юрьеве-Польском, где он тогда жил, Валерий пытался добраться до зала судебного заседания, где разбиралось его дело. Перед тем зданием было десять ступенек, и никто из прохожих и служащих суда не

Из книги Воспоминания и впечатления автора Луначарский Анатолий Васильевич

3. Встречи с людьми искусства и науки Первое знакомство с Художественным театром* К тридцатилетию театраХудожественным театром я познакомился еще совсем юношей почти при самом его рождении1. Первый спектакль, на котором я присутствовал, был «Царь Федор Иоаннович». Он

Из книги Фармацевт - разновидность человека, отличающаяся… автора Че Ася

Глава 13 Работа с людьми Когда Вы планировали работать в аптеке, Вы себе представляли там себя, верно?Но - либо Вам надо работать в аптечном киоске, где Вы будете одиноки и счастливы этим, либо - у Вас будут коллеги и начальство, которых придется видеть (и общаться) каждый

Из книги О ВРЕМЕНИ, О ТОВАРИЩАХ, О СЕБЕ автора

Напрасно их считают людьми Хозяин моей квартиры оказался мерзавцем. До прихода Гитлера к власти он состоял в компартии, затем отрекся от нее, а свою дочь направил в гитлеровский союз молодых девушек – Hitlermadchen. На меня он написал какой-то донос.Уже в начале марта, когда

Из книги Стив Джобс. Повелитель гаджетов или iкона общества потребления автора Бояринцев Владимир Иванович

Джобс: отношения с людьми Кроме друзей и поклонников, называющих Джобса лучшим менеджером, есть и те, кто его откровенно недолюбливал, находя излишне самоуверенным и эгоцентричным. Вступая в деловые или личные отношения с Джобсом, интеллигентные и воспитанные

Из книги О времени, о товарищах, о себе [ёфицировано, без иллюстраций] автора Емельянов Василий Семёнович

Напрасно их считают людьми Хозяин моей квартиры оказался мерзавцем. До прихода Гитлера к власти он состоял в компартии, затем отрёкся от неё, а свою дочь направил в гитлеровский союз молодых девушек - Hitlerm?dchen. На меня он написал какой-то донос.Уже в начале марта, когда

Из книги Креативы Старого Семёна автора

Встреча с интересными людьми Один мой знакомый, назовем его Виктором, как-то выпивал с творческими людьми – поэтом и композитором. Получилось это случайно. Пить-то он начал на работе с приятелем, а тот потащил его в гости к своему школьному другу - композитору. А там уже

Из книги О времени, о товарищах, о себе автора Емельянов Василий Семёнович

Напрасно их считают людьми Хозяин моей квартиры оказался мерзавцем. До прихода Гитлера к власти он состоял в компартии, затем отрекся от нее, а свою дочь направил в гитлеровский союз молодых девушек - Hitlerm?dchen. На меня он написал какой-то донос.Уже в начале марта, когда

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

Из книги Просто Рич: уроки жизни от одного из основателей Amway автора ДеВос Рич

Традиция «Встреча с интересными людьми»

Взаимодействие с родителями - это сложная и важная часть деятельности педагога. Основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей. Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Уже традиционными стали такие виды организованной деятельности, как день открытых дверей, родительские собрания, консультации, беседы. Сегодня, когда родители зачастую испытывают трудности в общении с собственным ребенком, его воспитании, нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники. Эффективнее использовать формы, на которых знания формируются в процессе экспериментальной деятельности, сотрудничества педагога и родителей, активного взаимодействия взрослого и ребенка.

Доброй традицией в нашем детском саду стали встречи с интересными людьми. Традиция ДОУ «Встреча с интересными людьми» к тому же является одной из эффективных форм работы с семьями воспитанников, где родители – не пассивные зрители, а активные участники. Она позволяет обогатить представления детей об окружающем мире, развивает познавательный интерес, коммуникативные навыки. Результатом детско-родительских встреч является повышение родительского авторитета, укрепление детско-родительских отношений, укрепление позитивного отношения родителей к дошкольному учреждению.

Такие встречи всегда приносят много положительных эмоций и благотворно сказываются на развитии детей, позволяют познакомить воспитанников с разнообразными видами профессиональной деятельности взрослых, их хобби и увлечениями, внести в жизнь воспитанников радость от общения с интересными людьми, а также привить детям определённые культурные ценности.

Цель: создание условий для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях.

Задачи :

1)развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;

2) формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

3)демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

4)обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

5)развивать монологическую и диалогическую речь;

6) воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.

2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:

профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;

домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п;

труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п.

хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.

Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со средней группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе. Советую родителям, что принести на мероприятие, даю перечень детских вопросов. Подсказываю, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить.

Реализуемая форма взаимодействия детского сада и семьи – «Встреча с интересными людьми» - оказалась наиболее эффективной для формирования понятия «деятельность людей» и расширения знаний дошкольников о профессиях родителей. Родители и гости, посещающие группу, отмечают раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы, передавать домашние задания. Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Яркие впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, наблюдений, встреч с родителями, из книг и рассказов воспитателя существенно обогащают игровую деятельность старших дошкольников. Дети легко находят роли, линии развития сюжета, комбинируют ситуации. Игра становится длительной, объединяющей в общий сюжет небольшие группы детей. Воспитанники с удовольствием играют в такие сюжетно - ролевые игры: "Магазин", "Почта", "Пожарные", "Моряки", "Строители" и др. В играх они отражают профессиональную деятельность взрослых людей, представляют себя представителями разных профессий

В конференц-зале Политехнического института студенты механико-энергетического отделения встретились с представителем Новгородской общественной организации блокадников Ленинграда Борисом Степановичем Капкиным.

Капкин родился 10 декабря 1939 года в Ленинграде. Отец погиб в Финскую войну. Из блокадного города семья была эвакуирована в феврале 1942 года в Аркадакский район Саратовской области. Там в селе Алексеевка жили дедушка с бабушкой. Поэтому об ужасах блокады Борис Степанович знает только из рассказов родственников.

Ветеран вспоминает:

Начало войны

«Блокаду я пережил в 2-летнем возрасте и, конечно, в памяти о ней ничего не отложилось. Став постарше, я как-то просматривал газеты и увидел слово «блокадник». Разговорились с матерью, и она рассказала, как мы жили в первую блокадную зиму. Показала документы. Я взял их, предполагая, что когда-нибудь они могут пригодиться.

После гибели отца меня воспитывали мать и её родная сестра. О блокаде написано много. Поэтому расскажу только один эпизод из нашей блокадной жизни, но он достаточно показателен.

Жить было настолько тяжело, что тётя уговорила маму от меня отказаться. Пришла баржа для эвакуации, и меня, как груз, завернули в одеяло и бросили в эту баржу. Но потом у матери заныло сердце. Она начала переживать и не выдержала. Шёл патруль. Она обратилась к нему, рассказала, что и как случилось. Патруль вернулся, начали разбрасывать тряпки и баулы, искать меня. Так я выжил, а, точнее, воскрес.

Мы уехали из Ленинграда в феврале 1942 года, а блокадником считается тот, кто пробыл в осаждённом городе хотя бы полгода.

Школьные годы

В 1947 году я пошёл в первый класс. После семилетки поступил в Саратовскую школу № 8. Она напоминала нынешние суворовские училища. Туда брали сирот и детей с особо трудным семейным положением, в частности, блокадников.

Через год школу закрыли, и я опять вернулся к дедушке и бабушке. Окончил 9-й класс, одновременно получил специальность помощника комбайнёра. Начались летние каникулы. Только приступили к уборке урожая, как комбайнёра по телеграмме из обкома партии отправляют вместе с комбайном на освоение целины в Оренбургскую область. Меня тоже взяли, в порядке исключения. До места добирались на открытой платформе 11 суток.

Поработали там до сентября. К осени мне нужно возвращаться в школу. Пошёл я к директору совхоза за расчётом, а он говорит, что есть приказ никого не отпускать, пока не убран урожай. Добыл я пару бутылок «бормотухи» и расчёт получил. Вернулся домой, окончил 10-й класс. Поначалу было, правда, небольшое отставание, но ребята помогли, и с программой я справился.

Учёба в лётном училище и авиационном техникуме


После школы задумался: что делать дальше? Спецшкола, которую я окончил, давала преимущества при поступлении в лётное училище, и я пошёл туда. В 1960 году окончил Орское лётное училище им. Хользунова. В это время началось масштабное сокращение армии, и я, благодаря Никите Сергеевичу Хрущёву, получив профессию, о которой мечтал, остался без работы. Вручили нам лейтенантские погоны, и идите куда хотите.

Нам, молодым, ещё повезло. В 20-25 лет не поздно по-другому устроить свою жизнь. А вот тем, кому до пенсии оставалось 2-3 месяца, было очень тяжело.

Вернулся я в Саратов и пошёл на завод учеником токаря. Но тут до меня дошёл слух, что Саратовский авиационный техникум набирает таких, как я, демобилизованных. Я обрадовался, быстро собрал документы и поступил в техникум на близкую к прежней военной, но гражданскую специальность. После окончания, как и многие другие, решил вернуться на родину, в Ленинград.

Поиски работы

На мой запрос пришёл ответ, что в настоящее время Ленинград не может предоставить мне работу, так как нет жилья, но, если есть желание, то можно поехать в Новгород или Великие Луки. Я случайно встретил парня из параллельной группы, поинтересовался, что из себя представляет Новгород. Он ответил:

«Хороший город, но есть два недостатка».

«Комаров много и футбола нет».

Несмотря на эти недостатки, я поехал в Новгород. Направили меня на завод «Волна». Там в отделе кадров работал Герой Советского Союза Егор Михайлович Чалов. Мы разговорились. Он предложил мне устроиться на завод, чтобы со временем, раз я лётчик, помочь мне пробиться в авиацию.

По его совету я отправился на аэродром в Юрьево. Было лето, командир в отпуске. Ребята подсказали, что все кадровые вопросы решаются в Ленинграде, я поехал туда. А там тоже начальство в отпуске. Смотрю, сидит женщина, готовая меня выслушать. Я всё рассказал, и она предложила мне направление на 2-летнюю учёбу на самолёт Ан-2. Но у меня уже есть 500 вылетов и посадок! Мне что, ещё переучиваться?

В авиации так положено, что если пересаживаешься с одного самолёта на другой, то нужно переучиваться минимум 6 месяцев. А ко мне в сентябре должна приехать жена-учительница с маленькой дочерью. Поэтому разговор оказался безрезультатным.

Отправился я в Совнархоз. Там меня встретила ещё одна женщина, солидная такая, серьёзная. Выслушала мою печальную повесть и говорит:

«Даю тебе трое суток. Ищи какое-нибудь жильё, и получишь направление».

Прошло 3 дня. В то время найти жильё было трудно, так как под сокращение попали и лейтенанты, и полковники, и генералы. В общем, ничего у меня не получилось. И решил я, что лучше буду жить в центре Новгорода, чем где-то на окраине Ленинграда.

Работа с осуждёнными

Вернулся на «Волну» к Чалову и проработал там 5 лет, до 69-го года. А как раз в это время шёл набор в органы внутренних дел, и меня, 30-летнего, направили переводом на работу с осуждёнными. Там тоже надо было учиться. Надоела уже учёба, но выхода не было.

Предложили поступать в Ленинградский филиал академии МВД. В 1971 году я туда поступил и в 1976 году получил диплом. Продолжил работу в исправительной колонии № 2 до её закрытия. Когда все начали переходить в ИК № 7, я написал рапорт, что готов служить в любой точке, где служба идёт год за два. В Иркутске мне отказали, причина всё та же — нет квартиры.

И я добровольцем отправился в Коми. Оттуда до Москвы нужно ехать 26 часов на поезде, потом 40 минут лететь на Ан-2 и 6 часов добираться в автомобиле. Вот в такой глухой тайге я служил до 91-го года, когда распался Советский Союз. Как раз подошла моя очередь на квартиру, мне повезло. 20 лет своей жизни я отдал работе в исправительных колониях.

После 1991 года я с осужденными связан не был. Но до сих пор иногда снятся сны с жуткими картинками из жизни на Севере. Просыпаешься среди ночи весь в холодном поту. Очнёшься — да ведь я на пенсии! Вот такой след колония оставила. Это был адский труд. Работал без выходных, спал по 2 часа в сутки.

Возвращение в Новгород

После демобилизации вернулся в Новгород. Устроился на завод «Спектр» начальником охраны и проработал там 16 лет. Надумал уйти на заслуженный отдых. Только приехал на огород, воткнул в землю лопату, как звонок с частного охранного предприятия:

«Рано вам уходить на отдых. Просим навести порядок на рыбзаводе».

Проработал и там 2 года. В 70 лет я ушёл на пенсию в звании майора.

Яркие эпизоды из прошлого


Что мне чаще всего вспоминается из юности?

Как жил у дедушки с бабушкой. Дедушка был бригадиром, заметным человеком на селе. Помню, в колхозном саду сажали саженцы. Я взял саженец яблони, принёс домой и посадил у себя под окном. Дед увидел, разбудил меня, сонного поднял с постели. Затем зажал между ног мою голову, отстегал меня ремнём как следует и сказал:

«Где брал, туда верни».


Вспоминается учёба в техникуме, когда мы уже были взрослыми, лейтенантами. Днём учились, вечером работали, а в выходные то уголь разгружали, то ещё что. В общем, шабашили, чтобы выжить

Самой прибыльной была разгрузка плит, деньги шли неплохие. Тогда сайки были по 6 копеек и эскимо по 11. Пару эскимо съешь и вроде голод проходит. Как-то пошёл я к куратору и говорю:

«У нас проблемы».

«Не опрашивайте нас, пожалуйста, по понедельникам, мы после шабашки».

А то ведь получишь двойку и лишаешься стипендии. А потом, если никто не помогает, как жить? Нам пошли на уступки и по понедельникам не опрашивали.

Запомнились мне полёты. Когда заканчивал училище, уже хорошо понимал, что такое дисциплина. Она во всём должна быть на первом месте, это основа всех наших успехов и достижений. Сейчас для меня — это аксиома.

Помню свой первый вылет. Делаю фигуры высшего пилотажа, а мне по рации приказывают:

«Прекратить задание».


Глянул на высотомер — 400 метров!. Я когда посадил самолёт, весь мокрый был. Щипаю себя, и ничего не чувствую. Получил строгий выговор и на всю жизнь запомнил, что такое дисциплина.

Мы никогда не думали, что в авиации нас, лейтенантов, могут сократить. Но так получилось. После этого нас в течение 10-и лет не тревожили. Мы все были страшно озлоблены. А спустя 10 лет нас вызвали в Богодухов, в 65 км от Харькова, переучиваться на вертолёт. Для всего лётного состава были обязательны прыжки с парашютом. Там тоже были сложные случаи, которые могли привести к трагедии.

Клуб «Новгородские моржи»


С 1968 года я занимаюсь моржеванием. Являюсь одним из основателей Новгородского городского клуба любителей зимнего плавания «Новгородские моржи». Нас было 4 человека: трое мужчин и одна женщина.

Сначала плавали под открытым небом и никакого помещения не имели. Потом приобрели строительный вагончик на колёсиках, с левой стороны у моста. Когда приезжала какая-нибудь комиссия, нас заставляли его убирать. Мы его прятали, иногда ставили у монумента Победы. Сейчас у нас прекрасный клуб моржевания, построили за собственный счёт. У каждого есть свой ключ. Можно в любое время приходить и плавать, есть мужское и женское отделения.


Сначала я плавал ежедневно. Потом услышал, что спортсменам рекомендуется плавать через день и решил, что я тоже спортсмен. Теперь плаваю через день в любую погоду. Но зимой интереснее. Чем больше перепад температур, тем лучше. Без 15-и 6 я уже плаваю, а в воскресенье — баня. Без проруби — я никуда. Живу на Предтеченской, это 10 минут ходу. Вода обычно – 2-3 градуса, не ниже. Бывает, в мороз не хочется идти, а в прорубь попадёшь — не хочется выходить. Сам удивляешься: почему не хотел идти. Режим я не нарушаю, пропусков не бывает.

Постоянных «моржей» у нас 130, но приходит новое пополнение, обычно после Крещения. В Крещение попробуют — понравится, и приходят ещё. Из моей семьи никто не разделяет моего увлечения, никого не затащишь в ледяную воду. Не хотят. Дочка только ходит в бассейн.

Лично мне спорт очень помог. Когда мы поступали в лётное училище, то обычно из 30 человек медкомиссию проходили человек 5-6. Я служил во времена Георгия Константиновича Жукова. В день один час выделялся спорту. Первого отпуска меня лишили, так как я плохо держал пресс.

Все, кто отставал по физкультуре, занимались целый месяц. С того времени и до сих пор я подтягиваюсь 10 раз, 30 раз отжимаюсь от пола и пресс держу, сколько хочу. Ежедневно бегаю 10 километров, я в отличной форме. У меня была сложная, но интересная жизнь. Не было бы проблем, жить было бы скучно «.



Анастасия Семенцова

Иван Шилов

Иван Шилов, Анастасия Семенцова, Алла Булгакова — руководитель объединения «Патриот»

Фото Анастасии Семенцовой



Похожие публикации