Анализ работы отдела образования с семьями соп. Организация профилактической работы с семьями обучающихся мбоу "тигильская сош",?находящихся?в социально - опасном положении

Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Социальный педагог

МБОУ «Тигильская СОШ»

Кутова Наталья Анатольевна



Жизнь любого человека начинается с семьи.

Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно

идентичных



Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.



СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)



Основными критериями при определении семей этой категории являются

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.


Типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.


Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска .



Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.



К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.



Признаки социального неблагополучия у обучающегося

  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
  • Неумеренный аппетит
  • Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
  • Привлечение внимания любым способом
  • Чрезмерная потребность в ласке
  • Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
  • Трудности в обучении


Признаки Физического насилия в семье

  • Боязливость ребенка
  • Сосание пальца, раскачивание
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращение с животными
  • Стремлении скрыть причину травм


Этапы работы МБОУ «Тигильская СОШ» с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).

  • 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
  • 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
  • 3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете.
  • 4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • 5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
  • 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.


1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.

С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории МБОУ «Тигильская СОШ» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.



2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «Тигильская СОШ»;
  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.


3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете

Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе с семьей СОП.



4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.



5 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.

Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «Тигильская СОШ».



Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

  • обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
  • оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
  • координировать учебную помощь родителей их детям;
  • выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
  • обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
  • изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.


В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

  • проверка жилищно-бытовых условий семьи;
  • сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
  • составление плана работы с семьей;
  • проведение консультаций, лекций для родителей;
  • оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
  • отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
  • организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;
  • помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет).


Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей :

  • улучшение положения и качества жизни ребенка;
  • устранение причин неблагополучия;
  • расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

  • соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

  • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
  • родители проявляют заботу о детях;
  • дети посещают общеобразовательное учреждение;
  • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
  • семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
  • в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
  • семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.


Социальный педагог формирует индивидуальную карту профилактического сопровождения , в которой отражается совместная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога (в настоящее время данная работа не проводится в связи с отсутствием специалиста), заместителя директора Учреждения по воспитательной работе.



6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.

Совместная работа со специалистами этих служб.



Заключение

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ «Тигильская СОШ» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.

А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Семинар «Деятельность классного руководителя в современных условиях»

«Система работы классного руководителя с обучающимися, состоящими на профилактических учетах ТКДН и ПДН, внутришкольном контроле, а также из семей, находящихся в СОП (социально опасном положении).»

6 «В» класс, 2011 – 2012 уч. год, кл. рук. Тюрина Е. А.

МОУ «СОШ №2 с углубленным изучением математики».

«Если хотите, чтобы подросток пришел к вам за помощью, открыл душу, - берегите именно те уголки его души, прикосновение к которым воспринимается болезненно.»

В.А. Сухомлинский.

К «трудным» или «проблемным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. Среди них много второгодников. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни.

Признаки проблемных детей

1. Уклонение от учебы вследствие :

    неуспеваемости по большинству предметов

    отставания в интеллектуальном развитии

    ориентации на другие виды деятельности

    отсутствия познавательных интересов

2. Общественно-трудовая активность:

    отказ от общественных поручений

    пренебрежительное отношение к делам класса

    демонстративный отказ от участия в трудовых делах

    пренебрежение к общественной собственности и ее порча

3. Негативные проявления:

    употребление спиртных напитков

    употребление психотропных и токсических веществ

    тяга к азартным играм

    курение.

    нездоровые сексуальные проявления

4. Негативизм в оценке явлений действительности

* нежелание участвовать в делах класса

* видят во всем только негативное

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

    грубость

    драки

    прогулы

    пропуски занятий

    недисциплинированность на уроках

    избиение слабых, младших

    вымогательство

    жестокое отношение к животным

    воровство

    нарушение общественного порядка

    немотивированные поступки

6. Отношение к воспитательным мероприятиям:

    равнодушное

    скептическое

    негативное

    ожесточенное

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

В классе 24 ученика. Один ученик состоит на учёте ТКДН и ЗП, следовательно, он состоит на внутришкольном контроле и контроле классного руководителя, социального педагога, педагога- психолога. Один ученик учится по восьмому типу обучения, которому пятнадцать лет, способности к обучению не соответствуют возрасту. Семья находится в социально опасном положении, следовательно, состоит на особом контроле классного руководителя, завуча, социального педагога, психолога. Есть учащиеся, которые находятся под опекой, а также учащиеся, проживающие в семье бабушки и дедушки и дети из семей находящиеся в социально опасном положении. В классе двое детей – инвалиды, 4 человека имеют уровень мотивации в учении ниже среднего. Всего таких детей -10 это 42% от общего числа детей. Эти учащиеся требуют постоянного контроля со стороны классного руководителя и социального педагога. С учащимся состоящем на профилактическом учете ТКДН и ПДН ведётся ежедневная кропотливая работа. Классный руководитель ежедневно контролирует посещение уроков и поведение в школе, ведет записи в отдельной тетради о проделанной работе по кажому проступку. Составлен индивидуальный план работы с данным учащимся. В этом плане отражена индивидуальная работа с ребенком, связь с семьёй, психологом, который проводит коррекционные занятия, работа социального педагога, прописаны все виды контроля. Индивидуальный план работы предназначен для того, чтобы максимально развить способности личности и уменьшить или вообще нейтрализовать имеющиеся недостатки.

Примерный план индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в ТКДН и ЗП 2011 – 2012учебный год

Мероприятие

Ответственные

Отметка о выполнении

Контроль за посещением уроков

ежедневно

Классный руководитель

Контроль за успеваемостью. Проверка дневника и роспись мамы.

еженедельно

Классный руководитель

Контроль посещения родителями классных родительских собраний

1 раз в четверть

Классный руководитель

Определить ученика в спортивную секцию или кружок

2четверть

Классный руководитель, мама

Привлечение к участию в классных мероприятиях

Весь период

Посещение семьи совместно с социальным педагогом или родительским комитетом

1 раз в четверть

Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет

Контроль посещения спортивного зала (разговор с тренером ДЮСШ)

1 раз в месяц

Классный руководитель

Обеспечение по возможности горячими завтраками или обедами

Весь период

Классный руководитель, социальный педагог

Беседы о вредных привычках (о вреде курения)

Весь период

Классный руководитель, социальный педагог, мед. работник

Индивидуальные беседы классного руководителя, социального педагога, завуча с учеником и его родителями

По мере надобности

Классный руководитель

Постоянно поддерживать связь с мамой учащегося, через телефон, дневник, вызов в школу

Весь период

Классный руководитель, социальный педагог

Проведение индивидуальных занятий школьным психологом

1 раз в неделю

Вызов на заседания совета профилактики в школе, для профилактической беседы

По мере надобности

Классный руководитель, социальный педагог

Организация летнего отдыха

После уч.года

Классный руководитель, мама, социальный педагог

Организовать дополнительные занятия по тем предметам, где ученик не успевает

По мере надобности

Классный руководитель,

Завуч школы

Написать ходатайство от школы на б/пл. посещение тренажерного зала

1 четверть

Классный руководитель, социальный педагог

В целях профилактики, классный родительский комитет, совместно с классным руководителем, организовал, выходы родительского патруля в вечернее время и посещает семьи учащихся, которые требуют постоянного внимания. Дети из многодетных семей, семей социального риска и состоящие на учёте по ходатайству школы могут посещать тренажерный зал – бесплатно. Это доведено до сведения родителей на родительском собрании или по телефону. О результатах посещения классный руководитель узнает из бесед с ребятами, родителями, тренером. При проведении мероприятий в классе, в школе привлекаются родители. Чтобы все учащиеся смогли посетить мероприятия, обязательно организуется подвоз, так как из 24 учащихся 22 на подвозе. Детей из малообеспеченных семей и находящихся в социально опасном положении стараемся обеспечить бесплатным питанием и оказать посильную помощь в организации отдыха в летнее время. Итоги успеваемости детей обязательно доводим до сведения родителей, при необходимости приглашаем посетить уроки. При работе с трудными, в случае необходимости приглашаем родителей для разговора в школу с классным руководителем совместно с учеником, на Совет профилактики в школе, на заседания родительского комитета, на индивидуальные беседы с социальным педагогом, завучем, школьным психологом, медицинским работником. Посещение семей учащихся с целью знакомства с условиями их жизни, изучения сильных и слабых сторон ребёнка, его увлечений, авторитетов.

Можно выделить такие этапы в работе с трудными детьми:

Первый этап – диагностика.

Второй этап – выбор методов и приемов коррекционной работы.

Третий этап – проектирование работы с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств школьника.

Четвертый этап – индивидуальная воспитательная работа.

Пятый этап – корректирование, оценка результатов.

Задачи классного руководителя в работе с «трудными» семьями

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

    Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

    Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

    Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

    Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

    Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

    Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

    Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

    Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

    Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

    Пробудить интерес к самообразованию.

    Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

    Изменить жизненную ориентацию родителей.

    Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

    При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляюёт к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

    Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

    Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

    Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должна проводиться планомерно: классный руководитель проводит индивидуальные беседы с учеником и его родителями, поведение подростка обсуждается на классном собрании, привлекается к работе родительский комитет класса. Классный руководитель тесно сотрудничает по данному вопросу с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом. Разрабатывается план действий по коррекции поведения «трудного» подростка, проводятся психологические тренинги. Поведение подростка рассматривается на школьном Совете профилактики. Дальнейшая работа – выход на малые педсоветы, заседания педагогического совета школы, администрацию школы.

Создание банка данных «трудных» учащихся и учащихся «группы риска».

Ира Жирова
Отчет о работе с неблагополучными семьями

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №21 СТАНИЦЫ ВЛАДИМИРСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Отчет

По неблагополучным семьям .

Выполнила : педагог-психолог. Жирова И. И.

Введение

"Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей –

это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери".

В. А. Сухомлинский

Показателем семейного благополучия являются сами дети : их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома , что ребенок и его родители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель посещает в первую очередь.

Цель : Профилактика нарушений прав ребенка в семье , создание условий для объединения усилий семьи и ДОУ по охране прав детства.

Направление работы :

Наблюдения за работой воспитателя с родителями при посещении семей дома, в детском саду,

Психодиагностическая работа с ребенком в течении года;

Анкетирование, тестирование;

Составление с воспитателями актов условий изучения семьи ;

Изучение записей посещений семей;

Ежедневный осмотр и беседы с ребенком;

Привлечение родителей к участию в детских праздниках, выставках и других мероприятиях;

Изучение графиков работы родителей (родители были образцом для подражания детьми, привлекались к труду родители неблагополучных семей );

Изучение тематики родительских уголков, содержание записей групповых консультаций для родителей.

Причины неблагополучия :

1. Злоупотребление алкоголем, где чаще всего формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

2. Конфликтные ситуации (открытые и скрытые) .

3. Ориентация на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании и духовном развитии.

4. Начало периода распада неблагополучной семьи с переходом в неполный вид.

Главным условием семейного благополучия выступают :

Взаимоотношения между супругами;

Отдельная квартира;

Материальное благополучие;

Дети в семье ;

Интересная работа .

Консультаций для родителей.

Основная часть.

Работая в соответствии с планом по неблагополучной семье , были успешно проведены следующие мероприятия :

Первый этап. Психодиагностическая работа педагога-психолога с ребенком, изучение как интеллектуального развития («Экспресс-диагностика в датском саду» Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко», так и социально-личностное развитие : исследование самооценки (лесенка, энергия и настроение (тест Люшера, исследование детско-родительских отношений (тест Темпл-Дорки-Амен) .

По результатам входящей диагностики был проведен ПМП консилиум в ДОУ от 31 октября 2013г. Цель : выбор индивидуального образовательного маршрута.

По результатам диагностики в конце года видна динамика развития : визуальное линейное мышление стало лучше на 15%, ЗМК- на 19%, речь стала более связной, грамматически правильной, снизилась тревожность, повысилась самооценка.

На втором этапе работы разрабатывались методы и приемы работы ДОУ с неблагополучной семьей , которые были внедрены в практику работы . Выявлено влияние методов и приемов в их начальном применении). Это сказалось на поведении детей и родителей.

Консультативная работа :

«Защита прав и достоинств ребенка в семье » (приложение 1)

Заполнена «Карта оценки риска семейного неблагополучия дошкольника » (приложение 2) .

Важной задачей в работе с неблагополучными семьями , является разъяснение правовых и медицинских вопросов. Проблема воспитания ребенка в неблагополучной семье – это проблема не только педагогики, медицины или правоохранительных органов, – это тема стала ведущей в кинематографии, художественной литературе. Специалисты и воспитатели в своей работе пользуются «Характеристикой по изучению семьи (приложение 3)

Посещение семьи : сентябрь, декабрь, апрель.

Систематический контроль осуществляется путем посещения семей воспитателем, при необходимости привлекаются члены родительского комитета, медицинские работники .

Составлены акты обследования условий жизни ребенка в семье : за год сопровождения и наблюдения за этой семьей , были видны значительные изменения в условиях проживания и самообеспечения семьи - в комнатах сделан косметический ремонт, приведен в порядок двор и огород.

Было проведено обследование семей методом социального опроса «Социальная картина группы» :

71 % – полные простые дети (родители – дети) ;

14 % – семьи , включающие бабушек и дедушек;

6 % – семьи , где один родитель является не родным;

9 % – неблагополучные семьи ;

1.1 % – неблагополучные семьи (с ярко выраженным алкоголизмом) .

Учет структуры семьи необходим при планировании работы с родителями . Переход полной семьи в неполную сопровождается “бурями”, “драмами”, накладывающими отпечаток на душевное, психическое состояние детей, и требуют эти дети и родители особого подхода со стороны педагогов. Создание новой семьи значительно отвлекает родителей от воспитания детей. “Новый папа” ревниво относится к занятиям со “ своим” ребенком.

Систематический контроль осуществляется путем посещения семей воспитателем, при необходимости привлекаются члены родительского комитета,. Результаты посещений регулярно обсуждаются совместно с родительским комитетом и другими заинтересованными лицами.

Однако одного посещения недостаточно : воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства (родители стараются скрыть это от посторонних) . Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в поведении и развитии ребенка, беседы с ребенком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни. (приложение 4,5,6) Полученную таким путем информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейнные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьей . Информация о неблагополучной семье служит педагогу , прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней .

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Ежемесячные посещения на дому с целью выявления условий жизни и развития ребенка дома. Педагоги дают рекомендации.

Беседы с родителями по повышению педагогической компетентности, консультации «Роль отца в семейном воспитании» , «Ребенок и безопасность» , «Каникулы с родителями» , и др.

Папки-передвижки, информационные стенды «Папина страничка» , «Ребенок и его права» , «Советы заботливым родителям» , «Ошибки семейного воспитания и др.

Родительские собрания «Здоровый образ жизни» , «Папы будьте вместе с нами» , «Роль совместного отдыха детей и родителей» , «Как воспитать ребенка валлеологически – здоровым» , мастер-класс «Игрушки своими руками» , «Готовимся к новому году» , устный журнал «Роль матери и отца в развитии ребенка» , «Полезная еда» .

Привлекаем к участию в районных мероприятиях «Веселые нотки» , «Мир, труд, май» и др.

Особое значение придаем культурно-массовым «Досуг Мамочка любимая» , «День защитников Отечества» , «Мамин день 8 Марта» , «Широкая Масленица» , «День защиты детей» , спортивным мероприятиям «День здоровья» , «Папа, мама, я –спортивная семья » , где родители являются активными участниками.

Привлекаем родителей к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ, организуем выставки детских и совместно со взрослыми творческих работ .

Таким образом, многие родители становятся на путь исправления.

Вывод :

Родители часто не сознают неблагополучия своей семьи , а также тех тяжелых последствий, к которым оно может привести. Если детскому саду не удается собственными силами изменить отношение родителей к воспитанию детей, на помощь приходит общественность тех организаций, где работают родители . Прежде всего необходимо глубоко разобраться в причинах семейного неблагополучия , понять, поддержать, помочь взрослым членам семьи в воспитании ребенка.

Как показывает опыт работы детских садов , наибольшего успеха удается достичь тем воспитателям, которые стремятся к доверительным контактам с родителями, пробуждают в них материнские и отцовские чувства. При работе с родителями педагог верит в возможность воздействия на них убеждением, культурой общения.

Совместная работа воспитателей ,педагога-психолога и администрации ДОУ по плану работы с неблагополучными семьями можно считать успешно выполненной. Так как в нашей работе видна положительная динамика, одну семью сняли с учета по не блогополучности, вернули детей в семью .



Похожие публикации