План работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации (в школе). Семейный проект «Мировая мама

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

2. Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Методы работы с семьей на I этапе:

патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;

знакомство с семьями;

метод совместного планирования;

работы с семьей;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

патронатные посещения;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;

Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

патронатные посещения;

экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;

консультации специалистов;

сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;

подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;

вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.

3. Описание методов работы с семьей

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное - при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

Патронатные посещения. Особенность метода - максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей - это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники - подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах - цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап - ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап - уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я - как родитель, я - как личность, я - как член общества, 3 этап - принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Тренинговые занятия являются малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе занятия, участники обсуждают со своими соседями и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.

Также ведется работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с пором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.

Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер - например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.

Включение семей в сферы культурной жизни: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации.

семья жизненный детский родительский

4. Отсутствие правонарушений членами семьи

Методы и способы отслеживания результата:

Анкетирование членов семьи;

Опрос соседей, специалистов школы, администрации;

Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);

Диагностика детско- родительских отношений;

Совместный план работы с семьей

Консультация социального педагога;

Материальное обеспечение ребенка;

Трудоустройство родителей;

Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;

Посещение КДН родителями по представлению.

5. Динамика детско-родительских отношений в семье

Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале:

Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______

Какова степень трудности в общении с ребенком? ______

Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______

Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком?

Консультативная работа

Индивидуальные беседы, консультации детей;

Индивидуальные консультации родителей и членов семьи;

Индивидуальные беседы, консультации педагогов;

Групповые консультации родителей и членов семьи;

Групповые консультации родителей и детей;

Групповые консультации педагогов и детей;

Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие трудной жизненной ситуации в психологии. Разновидности трудных жизненных ситуаций. Феномен утраты как предмет изучения в психологии. Горе как эмоциональная реакция на утрату. Фазы переживания горя. Жизненные и профессиональные ценности личности.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2013

    Влияние образа трудной жизненной ситуации, сформированного в детском возрасте, на дальнейшее восприятие и поведение человека. Субъективность фактора трудной ситуации, психологические методы преодоления сложившихся концептов и стереотипов мышления.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2013

    Понятие и характеристика, отличительные признаки трудных жизненных ситуаций, их классификация по степени участия в данном процессе человека. Критерии и факторы, определяющие и влияющие на поведение человека в трудной жизненной ситуации, пути борьбы с ней.

    контрольная работа , добавлен 07.12.2009

    Деятельность психолога в условиях учреждения для несовершеннолетних детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Методы работы с несовершеннолетними детьми и их родителями в условиях учреждения. Должностные обязанности педагога-психолога.

    отчет по практике , добавлен 27.06.2013

    Общая характеристика, особенности и задачи консультирования по вопросам детско-родительских отношений. Сотрудничество как тип родительского отношения. Психодиагностическая работа, направленная на разрешение родительских проблем в воспитании подростков.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Роль эмоционального стресса в консультативной работе психолога на примере детско-родительских отношений. Определение типа воспитания, который используют родители. Психокоррекционная работа с родителем и ребенком как средство выхода из стрессовой ситуации.

    дипломная работа , добавлен 25.08.2011

    Общая характеристика психологических особенностей детей дошкольного возраста. Понятие семьи и семейных отношений. Методики исследования детско-родительских отношений: "Рисунок семьи", диагностика родительского отношения, тест "Семейная социограмма".

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Проблема неполной семьи в современной психологии. Типы неполных семей. Проблемы, возникающие в неполных семьях. Функции семьи и их взаимосвязь. Эмперическое исследование детско-родительских отношений в неполной семье.

    дипломная работа , добавлен 25.09.2007

    Основные подходы изучения семьи в психологии, функциональные характеристики семьи. Психологическая характеристика семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Анализ результатов исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.

    курсовая работа , добавлен 04.10.2014

    Анализ этапов социального конфликта. Психологические особенности личности, влияющие на возникновение конфликтов. Формы участия третьей стороны в конфликте. Конфликт как тип трудной ситуации. Методология науки о конфликте. Стратегия выхода из конфликта.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

ГКУСО «Курский СРЦН

«Надежда»

Положение о социальном патронаже

семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или

социально — опасном положении

  1. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок осуществления социального патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении (далее — Социальный патронаж), состоящих на социальном обслуживании в государственного казенного учреждения социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» (далее — Учреждение).

1.2. Социальный патронаж — комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности Учреждения, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, с целью оказания помощи семье в создании благополучных условий развития и защиты прав и интересов несовершеннолетних.

1.3. Социальный патронаж осуществляется специалистами, в должностных обязанностях которых предусмотрены данные функции.

1.4. Положение о социальном патронаже утверждается приказом директора Учреждения.

  1. Цели, задачи и функции проведения социального патронажа

2.1. Социальный патронаж проводится с целью изучения ситуации в семье, выявления причин возникновения трудной жизненной ситуации или социально опасного положения и направлен на оказание конкретной помощи по выходу семьи из сложившейся кризисной ситуации.

2.2. При осуществлении Социального патронажа специалистами решаются следующие задачи:

  • изучение и анализ жизненной ситуации семьи, с учетом ее запроса и образа жизни;
  • выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;
  • комплексное и системное воздействие на сложившуюся ситуацию;
  • координация деятельности специалистов Учреждения, участвующих в социально-реабилитационном процессе;
  • обеспечение социального контроля через систематическое патронирование семьи с целью закрепления результатов социально-реабилитационной работы.

2.3. Основные функции Социального патронажа семьи:

  • целенаправленное влияние специалистов на семью через проведение регулирующих, отслеживающих и оценочных действий;
  • социально-психологическое воздействие на семью с целью внесения необходимых корректив в трудную жизненную ситуацию семьи;
  • оказание социальной помощи и поддержки семье в решении внешних и внутренних проблем членов семьи, связанных с их физическим, психическим и нравственным здоровьем, общением, участием членов семьи в трудовой или учебной деятельности, успешной социализацией, жизненным и профессиональным самоопределением.

2.4. Основные принципы Социального патронажа:

  • системный подход в построении процесса Социального патронажа, через рассмотрение проблем семьи в контексте внутрисемейных взаимосвязей и социального окружения;
  • комплексный подход, обеспечение предоставления необходимых социальных услуг, отвечающих интересам и потребностям семьи;
  • содействие мобилизации потенциала органов и учреждений, способствующих оказанию помощи семье;
  • содействие укреплению собственного потенциала семьи для самостоятельного решения возникших проблем, оказание содействия семьям в овладении новыми знаниями, навыками, способствующими обеспечить самопомощь независимо от внешней поддержки;
  • приоритет профилактической направленности Социального патронажа, своевременное выявление и устранение факторов социального риска, предупреждение кризисных ситуаций в семьях;
  • разделение ответственности между семьей и специалистами в ходе решения кризисной ситуации, при ее постепенной целенаправленной передаче семье.
  1. Виды и сроки проведения социального патронажа.

3.1. Виды Социального патронажа с момента постановки семьи на социальное обслуживание в Учреждение:

  • Первичный Социальный патронаж — проводится при постановке несовершеннолетнего (семей) на социальное обслуживание в Учреждение в период проведения первичных обследований специалистами.
    В ходе проведения первичного Социального патронажа определяется социальный статус несовершеннолетнего (семьи), изучается ситуация, сложившаяся в семье, выявляются социальные проблемы, потребности, требующие социально-реабилитационного воздействия, определяются мероприятия для включения в ИППСУ, определяются сроки ее реализации, назначается частота дальнейших встреч в целях оценки промежуточных результатов социальной реабилитации.
  • Текущий Социальный патронаж — осуществляется в ходе проведения социально-реабилитационных мероприятий с целью оценки эффективности проведения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним (семьей).
    В ходе проведения текущего Социального патронажа осуществляется контроль и оценка эффективности хода осуществления реабилитации, при необходимости вносятся изменения, дополнения в ИППСУ.
  • Итоговый Социальный патронаж — проводится в период завершения курса социальной реабилитации несовершеннолетнего (семьи) с целью определения эффективности принятых мер.
  • Кризисный Социальный патронаж — проводится в ситуациях, требующих незамедлительного принятия решения в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в кризисной ситуации.

3.2. Виды Социального патронажа по интенсивности посещения семьи:

  • Интенсивный — посещение семьи осуществляется на реже 1 раза в неделю. Патронаж проводится в случаях необходимости экстренного вмешательства или на этапе сбора информации о семье.
  • Текущий — посещение семьи осуществляется ежемесячно, в рамках утвержденной ИППСУ.
  • Контрольный — посещение семьи осуществляется ежеквартально и устанавливается в случае нормализации обстановки в семье и необходимости временного контроля за выполнением постреабилитационных мероприятий ИППСУ.
  1. Порядок проведения социального патронажа

4.1. Основания для постановки семьи на Социальный патронаж:

  • трудная жизненная ситуация;
  • социально опасное положение.

4.2. Решение о постановке семьи на Социальный патронаж принимается Учреждением, при выявлении семьи, либо при поступлении информации о семье от органов учреждений системы профилактики безнадзорности, общественных организаций.

4.3. Сроки проведения Социального патронажа и его виды определяются Учреждением в зависимости от степени выполнения поставленных задач в работе с каждой конкретной семьей и получения результата.

4.4. В ходе проведения Социального патронажа семьи специалистами проводится следующая деятельность:

  • Посещение семьи, изучение и прояснение сложившейся ситуации, сбор предварительных данных о семье.
  • Заполнение следующих документов: акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, социальная характеристика семьи.
  • Организация практической работы по комплексному решению проблем семьи, в том числе:
  • оказание конкретной (при необходимости — оперативной и экстренной) социальной помощи и поддержки, направленной на решение кризисных проблем;
  • оказание услуг профилактического характера с целью уменьшения или устранения факторов риска;
  • подключение специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности для решения проблем семьи;
  • оказание услуг социально-правового характера (юридические консультации, оказание помощи в восстановлении утраченных документов и т.д.);
  • предоставление услуг социально-экономического характера (организация летнего отдыха, досуга для несовершеннолетних и др.).
  • Подведение итогов работы, анализ достигнутых результатов в ходе реализации ИППСУ, которые утверждаются на Социальном консилиуме.
  1. Права и ответственность специалистов, осуществляющих
    социальный патронаж

5.1. Специалисты, осуществляющие Социальный патронаж, имеют право:

  • самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы социально-реабилитационной работы в отношении несовершеннолетних (семей);
  • проводить индивидуальные и групповые диагностические обследования несовершеннолетних (семей): педагогические, медицинские, психологические, социальные и др.;
  • запрашивать и получать информацию по семьям и несовершеннолетним, находящуюся в компетенции специалистов и Учреждения.

5.2. Специалисты, осуществляющие Социальный патронаж, несут ответственность за:

  • соблюдение законности, обеспечение в полном объеме защиты прав и интересов несовершеннолетнего и его семьи, в том числе обеспечение приоритетности семейного воспитания несовершеннолетних — сохранение и восстановление кровной семьи, подбор и оказание всесторонней помощи замещающей семье;
  • осуществление системного преемственного и непрерывного межведомственного взаимодействия;
  • конфиденциальность, соблюдение прав семьи на охрану частной жизни, недопущение разглашения без соответствующего согласия информации о несовершеннолетнем и ситуации в семье;
  • результативность Социального патронажа.
  1. Документация по ведению социального патронажа

В рамках деятельности по осуществлению Социального патронажа в Учреждении ведется следующая документация:

  • приказ об утверждении положения о Социальном патронаже, составе специалистов, осуществляющих Социальный патронаж;
  • график проведения Социального патронажа на текущий квартал, утвержденный Директором Учреждения;
  • акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи (Приложение 1 к настоящему положению).

Приложение 1

к положению о социальном патронаже

семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

или социально-опасном положении

Акт
обследования условий жизни
несовершеннолетнего и его семьи

Дата обследования «____» __________ 20___ г.
Комиссия в составе:

1___________________________________________________________________________________

2___________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________

4___________________________________________________________________________________

5___________________________________________________________________________________

Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего (далее-ребенок)
________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
свидетельство о рождении: серия __________ N __________________________________________
_
(когда и кем выдано)_________________________________________________________________________
паспорт серия __________ N ________________________________________________________________

(когда и кем выдан)__________________________________________________________________________
место жительства________________________________________________________________________

(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__
место пребывания________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________

1. Сведения о родителях ребенка:
1.1.Мать__________________________________________________________________________________

дата и место рождения __________________________________________________________________
место жительства ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________
место пребывания_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)

контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения)
_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________

Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка,
способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде,

предоставлении медицинской помощи) и т.д.)
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
1.2. Отец________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
__________________________________________________________________________________________
дата и место рождения _________________________________________________________________
место жительства _______________________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
место пребывания ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
__________________________________________________________________________________________
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы,
контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения)_____________
_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.) __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают
совместно/раздельно.____________________________________________________
2. Сведения о ребенке:
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарствен-ном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком) __________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и т.д.) _____________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслужи-вания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.) _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей;

успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуаль-ными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответст-вие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды)____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома)_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
3. Семейное окружение:
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)

Ф.И.О.,

год рождения

Степень родства с ребенком Проживает постоянно/временно/не проживает Участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка
1.
2.
3.
4.
5.
6.

3.2. Сведения об иных родственниках ребенка ___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства, место жительства)
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности
общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми,
контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)____________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители,
другие члены семьи, соседи, другие лица) ______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает __________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
составляет _______ кв. м, состоит из _______ комнат, размер каждой комнаты:
______ кв. м, ______ кв. м, ______ кв. м на ___ этаже в ___-этажном доме.
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства по отношению к ребенку)
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные и прочее)________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое
отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) _____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) ______________________________________________________________________
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
4.8. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей
ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и пр.)
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому
из родителей и другим членам семьи __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях
родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. _____________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо
препятствующие его нормальному воспитанию и развитию: ____________________
(имеются/отсутствуют)_______________________________________________________________________
7.1. _______________________________________________________________________________________;
7.2. _______________________________________________________________________________________;
7.3. ___________________________________________________________________________________ и т.д.
8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
8.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка
___________________________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи)
8.2. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.) _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Комиссия в составе:

1.___________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________________________________

ПЛАН

работы с семьями обучаемых, находящихся в трудной жизненной ситуации

Наименование мероприятий

Сроки

Исполнители

Знакомство с семьями обучающихся.

Сентябрь-октябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители,

Постановка на внутришкольный учет семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Октябрь.

В течение года

Разработка индивидуальных программ реабилитации семей обучающихся, находящихся в социально – опасном положении

Октябрь – ноябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Внесение в банки (муниципальный, региональный) данных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Октябрь.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Текущие и контрольные посещение семей обучающихся на дому с целью обследования социально-бытовых условий проживания, контроля за семьей и ребенком (согласно Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), оказание помощи семье.

В течение года

Классные руководители, общ. инспектор по охране прав детства

Индивидуальные беседы, диагностика семей попавших в трудную жизненную ситуацию.

Проведение профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители.

Проведение разъяснительной работы по вопросам правовой культуры.

В течение года

Оказание помощи в получении необходимых документов для получения:

Социальных пособий;

Получения материальной и другой помощи;

Бесплатных учебников;

Помощи устройства несовершеннолетних на воспитание в семью, под опеку или попечительство;

На работу;

В учебное заведение.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Организация летнего отдыха

Во время летних каникул.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Профилактика негативного семейного воспитания.

совместные рейды с инспекторами ПДН ОМ города в семьи «трудных» обучаемых и социально незащищенные семьи;

Приглашение в ОУ для беседы с администрацией;

Подготовка и передача материалов в КДН, отдел охраны прав детства МУ Департамент образования с целью привлечения внимания родителей и опекунов к судьбе детей;

Приглашение на заседание КДН, отдел охраны прав детства МУ Департамент образования;

Изоляция беспризорных детей из неблагополучных семей в реабилитационный центр

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор охране прав детства, инспектора ПДН ОМ города

Взаимодействие с ГУЦЗН с целью организации временной занятости несовершеннолетних.

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

В течение года.

Зам. директора по ВР, классные руководители

Информационно – методическая работа с родителями по изучению статей Конституции РФ и Гражданского и Уголовного Кодекса РФ.

В течение года.

Информационная помощь родителям по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (наркомания, табакокурение, алкоголизм, здоровый образ жизни)

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители, школьный инспектор

Координация различных видов социально ценностной деятельности учащихся, направленных на развитие социальных инициатив: участие в творческих конкурсах, участие в организации мероприятий школы и класса, изучение индивидуально психологических особенностей учащихся, в связи с выбором профессии, проведение проф. консультирования.

В течение года.

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители, библиотекарь, специалисты ГУЦЗН.

Психолого-педагогическое консультирование для родителей.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Диагностика семейного воспитания (анкетирование, тестирование, тест-опросник)

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Индивидуальные семейные консультации

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Привлечение родителей к проведению общественно-значимых мероприятий, экскурсий.

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Привлечение родительской общественности к управлению ОУ через работу родительских комитетов, родительское собрание

В течение года

Зам. директора по ВР, общ. инспектор по охране прав детства, классные руководители

Организация встреч и консультации со специалистами (Детского психологического центра, врачом-психиатром, врачом-наркологом и др.)

В течение года

Зам. директора по ВР, классные руководители, общ. инспектор по охране прав детства



Похожие публикации