Заполнения акта обследования социально бытовых условий. Полезно знать. Что именно проверяет опека в семье

Сегодня мне написала одна многодетная мама из Омской области:

"К нам сегодня опять приезжали с проверкой. Даже не постучались, зашли с вопросом, почему дочка 2 дня не в школе, а она заболела и мы не предупредили, еще вопрос: почему дети в долг питаются в школе? Я объяснила, что нет пока денег. Прошли посмотрели, что порядок везде, в бахилах были, все как надо,...ничего не писали и я не подписывала,..В понедельник приедут пожарники и они будут проверять условия печки, все ли в порядке. Говорят, это по всем многодетным будет проверка...Я думала они про нас уже забыли и оставят в покое, но нет же, приехали".

Так получается, что с каждым днем наша личная-частная-семейная жизнь все больше и больше, помимо нашей воли, попадает под лупу внимания государственных органов.

И больше всего их интересуют именно наши дети. Как нас уверяют, контроль усиливается исключительно для защиты их прав и наилучших интересов.

В целом вышло так, будто родители, неожиданно для себя, сейчас стали невольными участниками какой-то жутковатой игры втемную, где на кону - их дети. А правила этой игры знает только тот, кто сам их и устанавливает. Родителей же не потрудились поставить в известность как о существовании новых правилах, так и об их содержании.

Все более актуальной становится проблема вмешательства в частную жизнь семьи через осмотры жилища, где проживает семья с детьми. С каждым днем растет количество причин для проникновения посторонних лиц в наши квартиры. Учителям, нужно давать отчеты о социальном статусе своих учеников, полицию заставляют ездить в семьи после вызова ими ребенку "Скорой помощи", органы опеки проводят "профилактические" осмотры многодетных семей, которых против их воли приравняли к неблагополучным и так далее. Еще совсем недавно такого не было. И это наша новая неприятная реальность.

Нам, родителям никогда не говорят, что именно в наших квартирах и домах проверяют эти непрошенные визитеры и прочие интервенты. По опыту могу сказать, что проверяют вот что:

запахи в квартире/доме -затхлость, сырость, гниение
внешний вид всех домочадцев
состояние ремонта
степень чистоты и порядка
домашние насекомые - мухи, тараканы клопы
наличие отдельных спальных мест для всех детей
наличие постельного белья, в том числе в шкафах
степень свежести постельного белья
наличие одежды и обуви по сезону и по размеру
наличие запаса продуктов питания в холодильнике, в кухонных шкафах
наличие детского питания, если дети младшего возраста
наличие приготовленного горячего блюда, супа
наличие игрового и/или учебного места
наличие игрушек, книг, развивающих игр, канц.принадлежностей
наличие памперсов, банных гигиенических принадлежностей
доступ детей к опасным предметам, опасным местам
состояние отопления, если печное
состояние электропроводки
наличие водопровода/канализации
исправность и чистота сантехники/холодильника
состав семьи
доходы семьи
совместное проживание больного/пьющего/старого человека
контактность детей
состояние здоровья детей на момент осмотра
конфликтность в семье
наличие бутылок или банок от алкоголя
присутствие домашних животных

Это из жизненного опыта.

А вот небольшой документ Министерства образования РФ, который рассказывает о том, что же именно должны у нас проверять по закону.

Документ называется Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. N 334). Я сделала его пункты не по порядку, а по степени практической ценности для каждого из нас.

Конечно, это не захватывающее чтиво, все довольно скучно, но уж не обессудьте, занудство и сухость языка - это обыкновенное свойство нормативных актов.

Целиком Порядок можно посмотреть

6. При проведении обследования выявляются:

6.1 Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;

6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

6.2. Семейное окружение ребенка.

6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

6.3.1. Жилищно-бытовые условия, в которых проживает ребенок: наличие и принадлежность жилого помещения, его общая и жилая площадь, количество комнат, благоустройство и санитарно-гигиеническое состояние; наличие у ребенка отдельного оборудованного места (комнаты, уголка) для сна, игр, занятий и так далее.

6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

7. В ходе обследования используются такие формы получения сведений, как беседа с ребенком, его родителями и другими членами семьи, опрос лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, наблюдение, изучение документов, учебных и творческих работ ребенка и другие.

При проведении обследования обеспечивается конфиденциальность персональных данных граждан.

8. По результатам обследования составляется акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи (далее - акт обследования) по форме согласно приложению N 3 к приказу Минобрнауки России от "____"_________2009 г. N ______, содержащий:

Оценку выявленных в ходе обследования обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящего Порядка;

Выводы о наличии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;

Выводы о наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком;

Необходимо знать и помнить, что этот акт вы обязательно должны получить на руки. И еще надо знать, что этот акт осмотра можно оспорить в суде. А это можно сделать, только получив его на руки и прочитав, что там написали господа визитеры:

9. Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства или организации и утверждается руководителем органа опеки и попечительства или организации.

Акт обследования, проведенного организацией, оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в соответствующий орган опеки и попечительства в течение 1 дня, следующего за днем его утверждения, второй хранится в организации.

Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей (законных представителей) ребенка.

Акт обследования может быть оспорен родителями (законными представителями) ребенка в судебном порядке.

10. При выявлении по результатам обследования обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над ребенком, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Так объясняется, для чего может проводиться обследование:

2. Обследование осуществляется с целью выявления обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения над несовершеннолетним гражданином (далее - ребенок, дети) в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Кто имеет полномочия проводить такие осмотры:

3. Обследование проводится органом опеки и попечительства либо образовательной организацией, медицинской организацией, организацией, оказывающей социальные услуги, или иной организацией, в том числе организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация), которой в установленном порядке передано полномочие органа опеки и попечительства по выявлению несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей.

Вот тут дополнителная красота документа - о пользе доносительства:

4. Основанием для проведения обследования являются поступившие в орган опеки и попечительства или организацию по месту фактического нахождения детей устные и письменные обращения юридических и физических лиц, содержащие сведения о детях, указанных в пункте 2 настоящего Порядка (далее - сведения).

Ну и кто такой, этот загадочный "уполномоченный специалист", сколько классов школы он закончил, имеет ли сам семью, детей, мы, конечно, так и не узнаем. Узнаем только то, что у него всего три дня после доноса:

5. Обследование проводится уполномоченным специалистом (специалистами) органа опеки и попечительства либо организации в течение трех дней со дня получения сведений.

И никакого другого выхода нам, кроме как повышать свою правовую грамотность, в такой ситуации нет. И хоть изредка бывают и неблагополучные семьи, и вообще всякие, но речь сейчас в первую очередь о том, чтобы обычных людей не коснулись возможные перегибы и чтобы элементарное игнорирование законов представителями власти не стали причиной чьего-то несчастья.

PS Акт осмотра органы опеки давать на руки не привыкли. Закон им не всегда писан, как известно.

Вот приблизительный текст заявления, который можно подать в канцелярию местной администрации, органа соцзащиты или др, подготовив его в двух экземплярах и обязательно получив на один из них входящий номер регистрации. Желательно также себе на память записать дату подачи заявления, чтобы в срок потребовать ответ. Давать ответы, в том числе в письменном виде - это тоже не всегда в почете у должностных лиц:

Главе Администрации или
ОСЗН или Комитета по образованию
(в зависимости от того, кому у вас подчиняется опека)
города/поселка/района
от ФИО
матери/отца
ФИО ребенка. дата рождения
Телефон для связи

ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ КОПИЙ АКТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Согласно пункту 9 «Порядка проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей», утвержденного приказом № 334 Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г.:

«Копия акта обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей, заверенная руководителем органа опеки и попечительства или организации, проводившей обследование, направляется родителям (законным представителям) ребенка в течение 3 дней со дня утверждения акта обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей ребенка.»

Поэтому прошу:

- предоставить мне копии всех актов обследований, проводимых представителями субъектов профилактики в моем доме по адресу:…

Указанные копии, заверенные в надлежащем порядке, прошу направить по почтовому адресу:

Тут ваш адрес

Подпись
Расшифровка подписи
Дата
Город или поселок

УТВЕРЖДАЮ

Директор Слободской СШ

Т.В. Иванова

обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

1. Дата обследования: 15.09.2010г.

2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего: Иванова Марина Александровна, Иванов Александр Александрович

3. Возраст, год рождения, место рождения: Марина 14 лет, 05.05.1996 г.р., д. Ратичи, Александр 5 лет, 01.01.2005 г.р., д. Ратичи

4. Адрес, телефон: д. Ратичи, д.23, т. 99-99-99 (указать постоянное место жительства)

5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, доходы (доходы указываются в рублях за предшествующий месяц на основании справки с места работы), состоят ли в браке):

Отец - Иванов Александр Максимович, 01.01.1968 г.р., СПК «Нива - 2003», полевод, стаж работы 4 года, заработная плата составляет 320 тыс. руб. в месяц.

Мать - Иванова Наталья Викторовна, 25.09.1970 г.р., СПК «Нива - 2003», полевод, стаж работы 4 года, заработная плата составляет 320 тыс. руб. в месяц.

Родители состоят в браке с 03.03.1994 года, проживают по адресу: д. Ратичи, д.23.

6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: Родители ненадлежащим образом выполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних: не обеспечивают детей необходимой одеждой, оставляют без присмотра, не интересуются обучением, не контролируют занятость детей в свободное время.

7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения, возраст, занятость и др.):

Иванов Александр Максимович - отец, 01.01.1968г.р., СПК «Нива - 2003», полевод;

Иванова Наталья Викторовна - мать, 25.09.1970 г.р., СПК «Нива - 2003», полевод;

Иванова Марина Александровна - дочь, 05.05.1996 г.р., ученица 9 класса Ратичской СШ;

Иванов Александр Александрович - сын, 01.01.2005 г.р., воспитанник ДУ д.Подлабенье.

8. Сведения о несовершеннолетнем:

а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает общее базовое образование): Марина - ученица 9 класса Ратичской СШ, Александр - воспитанник ДУ д.Подлабенье.

б) успеваемость: средний уровень.

в) занятость в свободное время: Марина посещает студию «Имидж», секцию по настольному теннису, дома делает уроки. Александр - гуляет на улице.

г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего: режим дня не соблюдается, условия проживания неудовлетворительные: минимальный запас продуктов питания, в комнате грязно. У несовершеннолетних имеются спальные места, для Марины организовано место для подготовки уроков. У Александра отсутствуют игрушки в соответствии с возрастом.

д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним: родители ненадлежащим образом осуществляют уход за детьми.

е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учёт у врачей узкой специальности и др.): группа здоровья основная, жалоб со стороны родителей на состояние дочери нет. У Александра 2 гр. здоровья, несовершеннолетний часто болеет простудными заболеваниями.

ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее): проходит оздоровление в лагере «Сузорье», посещает студию «Имидж», спортивную секцию по настольному теннису. Александр посещает дошкольное учреждение.

9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи: между девочкой и родителями отсутствуют доверительные отношения, характерна эмоциональная отчуждённость, недопонимание. Мать больше внимания уделяет Александру. Отец часто ругает детей, присутствуют телесные наказания.

На несовершеннолетнего выплачивается пенсия - нет, пособие - нет, алименты - нет, получает заработную плату - мать - 320 000 рублей, отец - 320 000 рублей (указывается в рублях за предшествующий месяц на основании информации, полученной из комитета (управления, отдела) по труду, занятости и социальной защите и других организаций).

11. Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником либо членом организации граждан застройщиков) (указывается на основании информации жилищно-эксплуатационной службы (товарищества собственников): дом принадлежит СПК «Нива - 2003», нанимателем является Иванов Александр Максимович - отец.

12. Проживают в данном жилом помещении: 4 человека, родители с несовершеннолетними детьми.

13. Общая площадь жилого помещения и вид благоустройства (водопровод, канализация, газ и др.): Общая площадь - 41м.кв., жилая - 32,5 м.кв. Жильё благоустроенное, состоит из 2-х комнат, кухни.

14. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья):

Педагогической: осуществлять контроль за посещаемостью несовершеннолетними учреждений образования, за успеваемостью Марины по учебным предметам (классный руководитель, воспитатель);

Проводить консультирование родителей по вопросам воспитания,

взаимоотношения с дочерью (педагог-психолог, педагог социальный);

Осуществлять просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям (педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних);

Проводить работу, направленную на формирование гигиенических навыков (классный руководитель, врач-педиатр);

Психологической: осуществлять просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья несовершеннолетней (педагог-психолог);

Проводить коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений (педагог- психолог, педагог социальный);

Материальной: обеспечить семью дровами (председатель сельского совета); оказать гуманитарную помощь в виде одежды, постельного белья (ТЦСОН).

15. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему:

Родители ненадлежащим образом занимаются воспитанием и содержанием несовершеннолетних, в доме беспорядок, холодно, минимальный запас продуктов питания. Необходимо рассмотреть на заседании Совета по профилактике вопрос о целесообразности признания несовершеннолетних, находящимися в социально опасном положении.

Документ подписывается всеми специалистами, проводившими обследование, и утверждается руководителем учреждения.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Характеристика семьи: с чего начать?

Перед тем как будет составлена характеристика семьи, нужно пройти ряд подготовительных этапов, в результате которых будет собрана информация для документа:

  1. Провести беседу с учеником, понаблюдать за его поведением, использовать психологические методики, направленные на изучение восприятия ребенком своей семьи, оценку им психологического климата внутри семьи.
  2. Посетить место проживания ребенка и его семьи, составить акт обследования жилищных условий.
  3. Побеседовать с родителями на предмет взаимоотношений с ребенком. Оценить степень участия родителей в школьной жизни ученика можно по участию их в родительских собраниях, проверке его дневника, посещению учебного заведения по собственной инициативе.

Для получения более объективной картины изучение места жительства семьи лучше не проводить в одиночку. Можно привлечь представителя родительского комитета, социального педагога или психолога (особенно в случае неблагополучных семей).


Первичные (формальные) данные о семье

Характеристика семьи должна начинаться с основных, первичных данных о ее членах:

  1. Ф.И.О., год рождения, образование, место работы и должность, контактные телефоны матери, отца или людей, которые их заменяют.
  2. Информация о других членах семьи (Ф.И.О., кем приходятся ученику, сфера деятельности, контактные данные): бабушек, дедушек, братьев, сестер и других.
  3. Информация о других людях, которые не являются членами семьи, но длительное время проживают в одном доме (Ф.И.О., сфера деятельности, кем приходятся остальным членам семьи, контактные данные).
  4. Адрес, по которому проживают члены семьи.

Жилищно-бытовые характеристики семьи

Следующим этапом будет описание жилищных условий, в которых проживает семья. На их основании нужно сделать вывод о том, насколько комфортно находиться там ребенку, насколько реализованы его основные нужды.

  1. Количество комнат, наличие отдельной комнаты у ребенка, наличие отдельного места для отдыха.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм жилья: регулярность уборки, захламленность помещения и т. д.
  3. Наличие необходимой мебели, места для учебной или игровой деятельности ребенка, техники и учебных принадлежностей или игрушек.
  4. Вывод о том, насколько место проживания влияет на успешность развития ребенка.


Социальные особенности семьи

Социальная и семьи ребенка - наиболее важная и массивная часть всего документа. К социальным особенностям семьи относятся:

  1. Статус: многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.


Психологические характеристики семьи

К психологической составляющей, которую включает характеристика на семью, входят такие основные моменты:

  1. Тип воспитания (авторитарный, демократический, либеральный) и его подвиды: гиперопека, попустительство, отвержение, требовательность, любовь и другие.
  2. Описание устойчивость, напряженность, стабильность обстановки, преобладающие эмоции и состояния (радость, агрессия, апатия, безразличие, страх, спокойствие и т. д.).
  3. Степень заинтересованности родителей взаимоотношениями ребенка со сверстниками, его достижениями, успехами в учебной деятельности.
  4. Наличие совместных с ребенком занятий, как проводится досуг в семье, как родители реагируют на успехи и неудачи сына или дочери.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, насколько эффективными и правильными являются методы воспитания ребенка, нет ли у него педагогической запущенности.

Оценка влияния семьи на ребенка

В этом блоке характеристика семьи включает данные об участии родителей в школьной жизни ребенка и делаются общие выводы.

Учебную деятельность родители могут контролировать постоянно, периодически или вовсе не интересоваться этим вопросом. Они могут мотивировать или относиться безразлично к желанию ребенка учиться и развивать свои интересы. Различны и частота посещений собраний, характер реакции на рекомендации и замечания педагогов (адекватная и неадекватная).

Общие выводы делаются на основании полученных данных: насколько благополучна или неблагополучна семья в материальном, социальном и психоэмоциональном плане, какие аспекты и каким образом влияют на развитие ребенка, на что будет порекомендовано обратить внимание родителям или другим воспитателям.

Описание работ, проведенных с семьей

В этом блоке характеристика на семью ученика включает описание всех работ, которые проводили специалисты разного профиля с семьей: беседы, консультации психолога, социального или медицинского сотрудника, тренинги, семинары. Стоит упомянуть все случаи, когда и кем были проведены посещения на дому, обращались ли члены семьи сами за помощью и какие изменения произошли (не произошли) в результате всех мероприятий.

Данный образец характеристики на семью является наиболее полным, потому что охватывает все сферы жизни, особенности воспитания и условия, в которых развивается ребенок.


Особенности характеристики семьи в работе психолога

Психологическая характеристика семьи помимоназванных аспектов о стиле воспитания, психоэмоциональном состоянии может быть дополнена другими данными:

  • кто выполняет роль главы семьи (матриархальный или патриархальный стиль принятия решений);
  • структура семьи: открытая (допускают других людей в круг общения семьи), закрытая (общаются по большей части только друг с другом), смешанная;
  • наличие традиций;
  • кто и каким образом оказывает наибольшее влияние на ребенка в семье, насколько реализована его потребность в защите и любви;
  • совместимость членов семьи по основным параметрам (темперамент, характер, направленность).

Для этого вида деятельности в арсенале школьного психолога желательно иметь методику "Тест-опросник родительского отношения" Варга и Столина.

Карта обследования семьи ученика

Более короткой и упрощенной может быть характеристика семьи. Образец ее представляет собой бланк, включающий такие основные моменты:

  1. Данные о родителях и других проживающих с семьей людей.
  2. Адрес и общая характеристика помещения.
  3. Материальная обеспеченность ее членов.
  4. Какая помощь необходима (материальная, психологическая, медицинская).
  5. Какие виды работ с семьей проводились.

Карта обследования - это тоже характеристика семьи. Образец отличается только отсутствием данных о морально-психологическом облике семьи и выводов о социально-психологическом комфорте ученика.

Характеристика неблагополучных семей

Характеристика на включает те же основные данные, касающиеся возраста, занятости, материального благополучия всех ее членов, состояния места проживания, социально-психологического образа, методов работы с семьей и выводов.

Однако в этом случае делается акцент на том, к какому типу неблагополучных семей относится данная, причины возникновения трудностей, особенности их влияния на развитие и воспитание ребенка. Если семья неблагополучна в материальном плане (потеря кормильца, многодетность с невозможностью полноценного материального обеспечения всех членов и т. д.), описывается соответствующая предложенная помощь (ремонт, бесплатное питание ребенка в столовой и прочее).


Если семья неблагополучна в социальном или психологическом плане (зависимости, насилие, тяжелые заболевания значимых близких), тогда характеристика неблагополучных семей должна быть дополнена сведениями о том, какая помощь была оказана ребенку, что сделали службы по работе с несовершеннолетним, чтобы помочь ему справиться со сложными жизненными обстоятельствами.

Что включает характеристика ученика из неблагополучной семьи?

Нужно добавить, что, если специалист имеет дело с ребенком из неблагополучной семьи, за характеристикой самой семьи должна последовать Это связано с тем, что такой ребенок может испытывать значительные трудности адаптации в учебном заведении, что естественным образом скажется на успеваемости и отношениях в коллективе. Такому ребенку необходимо особое внимание со стороны педагогического коллектива и, возможно, помощь смежных специалистов.

Если характеристика на семью ученика описывает в этом случае причины и развитие трудностей, с которыми ее члены столкнулись, то характеристика ребенка должна показывать, каким образом эти трудности на нем отражаются. Это преобладающее настроение, личностные черты, мотивация к учению, опрятность, организованность, желание общаться, наличие друзей, дисциплинированность, отношение к поручениям и общественной деятельности, отношение к критике, статус в коллективе, наличие вредных привычек и другие аспекты.


Характеристика семьи ученика должна быть тем ресурсом, с помощью которого можно не только выявить, но и предотвратить возможные трудности в развитии подрастающего поколения.

Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего

Для чего нужно проводить обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка?

Не секрет, что в нашей стране есть семьи, дети в которых находятся в социально неблагоприятных и опасных условиях: не имеют собственного «угла» (места для отдыха, игр и выполнения домашних заданий), не имеют возможности вести нормальный образ жизни, в силу условий жизни не соблюдают режим дня, неправильно питаются, живут в антисанитарных условиях и т.д. Обследование жилищных условий неблагополучных семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий.

Также обследование жилищно-бытовых условий может проводиться в семьях, которые планируют усыновить ребенка или взять в опеку. В этом случае комиссия проверяет наличие необходимых условий для полноценной жизни ребенка.

В целом можно отметить, что обследование жилищно-бытовых условий педагогами проводится в случаях :

  • Систематическое нарушения ребенком дисциплины, правил поведения в школе, прогулов, драк, появления в школе в нетрезвом состоянии и т.п. Обследование условий жизни такого ребенка может носить предупреждающий характер: педагоги, поняв причины поведения, смогут принять меры для оказания помощи или воздействия на семью ребенка.
  • Постановка ребенка на учет в полицию или комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Ребенок был изъят из семьи и решается вопрос о дальнейшем месте жительства ребенка (дом, детский дом и т.п.).
  • Ребенок усыновляется. В этом случае проводится проверка жилищно-бытовых условий потенциальной семьи ребенка.
  • Семья меняет место жительства (необходимо выяснить и обезопасить ребенка от ухудшения условий жизни ребенка в новой квартире).
  • Жалоба на родителей от соседей, педагогов и т.п. о ненадлежащем обращении с ребенком, на жестокое поведение и т.п.
  • Обращение ребенка (в т.ч. с родителями) за медицинской помощью при получении бытовых травм. В этом случае проверка условий может помочь понять, была ли травма случайной или является следствием жестокого обращения родителей или халатного отношения к ребенку.
  • На ребенка было написано заявление в полицию или ребенок находится под следствием.
  • Обследование жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает ребенок, может проводиться комиссией по обследованию ЖБУ . В эту комиссию «от школы» могут входить социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора, а также:

  • инспектор по делам несовершеннолетних
  • представитель органов опеки и попечительства
  • участковый полиции
  • врач, представитель медицинского учреждения
  • работники Санэпиднадзора (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ)
  • и др. лица в зависимости от целей осмотра условий жизни ребенка.

  • Обследование жилищно-бытовых условий призвано оценить :

  • материальное положение семьи
  • состояние жилого помещения (дома, квартиры)
  • количество совместно проживающих людей в доме
  • санитарное состояние жилья
  • наличия обособленного места для ребенка (для полноценного сна, игр, времяпрепровождения)
  • в случае приема в семью ребенка – готовность родителей к этому и возможность полноценного проживания ребенка в доме.
  • В какое время проводится обследование ЖБУ?

    Проверка жилищно-бытовых условий ребенка может быть как без предупреждения семьи, спонтанной, так и заранее оговоренной.

    6. При проведении обследования выявляются:
    6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.
    6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.
    6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.
    6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.
    6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей; успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды;
    6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
    6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.
    6.2. Семейное окружение ребенка.
    6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком; наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка; степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.
    6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер; особенности общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.
    6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
    6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи; сведения об имуществе и имущественных правах ребенка; достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).
    6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы; факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

    Приказ Министерства образования и науки РФ
    от 14 сентября 2009 г. N 334
    "О реализации постановления Правительства РФ
    от 18 мая 2009 г. N 423". Вступает в силу: 9 января 2010 г.
    Приложение №2. На что обратить внимание при проверке ЖБУ?

  • Общее состояние квартиры (пол, потолок, стены, отопление, проветривание и т.п.).
  • Наличие своего «угла» ребенка: места для сна, приготовления уроков, игр, свободного времяпрепровождения.
  • Наличие продуктов и полноценной еды для ребенка.
  • Наличие игрушек (пусть самых простых), школьных принадлежностей, средств личной гигиены (дезодорант, мыло).
  • Санузел (чистота).
  • Наличие одежды (как теплой, так и легкой, для разных сезонов).
  • Наличие домашних животных, чистота их содержания (аквариум, террариум, клетка и т.д. – все должно быть чисто и убрано), безопасность для ребенка.
  • Свободный вход и выход из квартиры.
  • Состояние, внешний вид родителей и совместно проживающих родственников.
  • Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.
  • Акт осмотра жилищно-бытовых условий семьи

    Сроки составления акта и уведомлений

    По итогам обследования жилищно-бытовых условий составляется акт осмотра жилищно-бытовых условий, в которых проживает (планируется проживание) ребенок. Акт составляется в течение 3-х дней со дня проведения обследования, в двух экземплярах. Каждый экземпляр заверяется руководителем учреждения, сотрудники которого проводили обследование. Один экземпляр направляется в орган опеки, второй остается в учреждении. Копия акта, заверенная органами опеки или руководителем учреждения, направляется родителям в течение 3-х дней, если известен адрес пребывания родителей.

    Если в ходе обследования было выяснено, что ребенок не имеет надлежащего попечения со стороны родителей, в течение 1 дня со дня проведения обследования, организация должна уведомить об этом органы опеки по месту фактического пребывания ребенка.

    В акте указывается:

  • Состав комиссии (ФИО, должность)
  • Объект обследования (семья …, проживающая по адресу…)
  • Характеристики жилого помещения (вид жилья: дом, квартира, площадь, количество комнат, наличие удобств (электроэнергия, газ, отопление, водоснабжение, телефон, интернет, лифт и т.д.)
  • Состав семьи, лица, совместно проживающие с ребенком (мать, отец, другие дети и родственники – ФИО, место работы, иногда доход, наличие заболеваний и т.д.)
  • Наличие домашних животных
  • Другие сведения по списку «На что обратить внимание при проверке ЖБУ» - в свободной форме.
  • Заключение комиссии.
  • Подписи всех членов комиссии.
  • Дата проведения обследования.
  • Родители ребенка не должны расписываться в акте (это не обязательно).


    Артюхина Нина Андреевна

    Новости от партнеров

    Утвержден постановлением Минобразования от 05.05.2007 N 30

    1. Дата обследования _____________________________________________

    2. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) несовершеннолетнего _______________________________________________

    3. Возраст, год рождения, место рождения _________________________

    6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего _____________________________________________

    7. Состав семьи (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), родственные отношения, возраст, занятость и др.) _____________________________________________________________________________

    8. Сведения о несовершеннолетнем:

    а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает общее базовое образование) _________________________________________

    б) успеваемость ___________________________________________________

    в) занятость в свободное время ____________________________________

    г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего _____________________________________________________________________________

    д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним _____________________________________________________________________________

    е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учет у врачей узкой специальности и др.) _______________________________________________

    ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее) _____________________________________________________________________________

    9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи ______________________________________________________________

    12. Проживают в данном жилом помещении _____________________________

    13. Общая площадь жилого помещения и вид благоустройства (водопровод, канализация, газ и др.) _______________________________

    14. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья) (материальной, педагогической, психологической, правовой и др.) ______________________________________________________

    15. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему ___________________________________

    ________________________ ________________________

    (должность, подпись) (И.О.Фамилия)

    © copyright

    Акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

    1. Дата обследования_______04.08.2013 г._______________________________________

    2.Ф.И.О. несовершеннолетнего Дата рождения Место рождения

    Петрова Анастасия Сергеевна 11.03.2007 г. Копыль

    3. Адрес, телефон (если прибыл, откуда-то - указать постоянное место жительства)

    Зарегистрирована и проживает по адресу: г. Копыль, ул. Трудовая, д.13.

    4. Сведения о родителях (имеет одного или обоих, место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, заработок, состоит ли в браке)

    Отец: Петров Сергей Борисович, 29.03.1973 г.р. зарегистрирован по адресу: Копыльский район, д. Докторовичи, ул. Зелёная, д.13, проживает по адресу: г. Копыль, ул. Трудовая, д.13.

    работал в ЖКХ слесарем, уволен за прогулы 27.03.2012 года, не работает, разведён.

    Мать:_Петрова Лилия Ивановна, 02.02.1973 г.р. зарегистрирована и проживает по адресу: г. Копыль, ул. Трудовая, д.13. работает дворником в ЖКХ 2 года, заработок в среднем 1.200 тысяч бел. рублей, разведена.

    5. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего

    Оба родителя недостаточным образом занимаются воспитанием ребёнка, в содержании детей принимает участие одна мать.

    6. Состав семьи (Ф.И.О. родственные отношения, год рождения, занятость и др.)

    Мать: Петрова Лилия Ивановна, 02.02.1973 г.р. трудоустроена

    Отец: Петров Сергей Борисович, 29.03.1973 г.р. отец Анастасии, не трудоустроен

    Сестра: Петрова Мария Викторовна, 17.09.2000 г.р. уч-ся 5 класса ГУО СШ №3 г.Копыля

    Сестра: Петрова Дарья Викторовна, 22.07.2004 г.р. уч-ся 1 класса ГУО СШ №3 г.Копыля

    Несовершеннолетняя Петрова Анастасия Сергеевна, 11.03.2007 г.р. воспитанница ГУО Ясли-сад №3 г.Копыля.

    7. Сведения о несовершеннолетнем:

    а) занятие (УО, группа (класс), не получает общее базовое образование) Анастасия является воспитанницей группы №6 ГУО Ясли-сад №3 г.Копыля

    б) успеваемость -

    в) занятость в свободное время девочка смотрит телевизор, играет на улице.

    г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего. На момент посещения семьи в доме находилась мать с дочерью Дарьей. Со слов матери, ребёнок заболел, она находится на больничном по уходу за ребёнком. Петрова Лилия Ивановна имела неопрятный вид, путанную речь, от неё исходил запах спиртного. Санитарно-гигиенические условия проживания и воспитания несовершеннолетних неудовлетворительные: в доме холодно, не убрано, грязно, жилые комнаты захламлены, присутствует стойкий неприятный запах. Для детей организованы отдельные спальные места, однако двухъярусная кровать для старших детей в неудовлетворительном состоянии, постельное бельё грязное и его недостаточно, детская кроватка для младшей дочери не соответствует возрасту ребёнка, завалена посторонними предметами. Мебель находится в неудовлетворительном состоянии: в шкафах отсутствуют полки, дверцы поломаны. Одежда детей находится в полном беспорядке, чистые и грязные вещи вместе. Для детей не организованно место для приготовления уроков и игровой деятельности, отсутствуют развивающие игры по возрасту, недостаточно игрушек, книг, канцелярских принадлежностей.

    Комиссия установила, что во всем доме требуется капитальный ремонт: на стенах и потолках плесень, обои порваны, полы не окрашены. Санитарное состояние на кухне неудовлетворительное: имелись остатки пищи на полу и мебели, в кухонные шкафах поломаны дверцы, кухонная посуда грязная, свалена в мойке.

    В одном из кухонных шкафов составлены пустые бутылки из-под спиртных напитков. На момент посещения в доме отсутствовали продукты питания для детей: запас макаронных изделий и круп минимальный (0.5 килограмма муки, пшенной крупы и сахара), хлебобулочные изделия отсутствовали, в холодильнике имелся 1 литр молока в пластиковой бутылке и открытая банка консервов, морозильная камера пустая. Приготовленная еда отсутствовала, в кастрюлях и тарелках находились остатки испорченной еды.

    Приусадебный участок не обрабатывается, захламлен посторонними предметами, имеется минимальный запас дров к отопительному сезону.

    Со слов матери, режим дня для несовершеннолетних не всегда соблюдается, поскольку дети допоздна смотрят телевизор, отец детей периодически выпивает, вечером часто скандалит при детях.

    б) кто осуществляет уход за несовершеннолетним _в основном только мать.

    в) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учет у врачей узкой специальности др.) жалоб на состояние здоровья нет.

    8. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи

    У ребенка эмоциональная привязанность к матери, к отцу наблюдается эмоциональная отстраненность. Потребности и запросы ребенка удовлетворяются в семье в минимальном объеме.

    9. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия _____ -_______________ пособие _______-_____ алименты 800 тыс. бел рублей получает заработную плату_____-________

    10. Имеется имущество (да, нет) (при наличии имущества составляется опись, при наличии денег указываются номера документов, сумма, место хранения) _____нет___

    11. Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником или членом организации граждан - застройщиков) Петрова Лилия Ивановна

    12. Проживают в данном помещении_Петрова Лилия Ивановна, Петров Сергей Борисович, Петрова Анастасия Сергеевна, Петрова Мария Викторовна, Петрова Дарья Викторовна.

    13. Размер и благоустройство жилья одноэтажный деревянный жилой дом без удобств общей площадью 48 кв.м, жилой 30 кв.м, отопление печное.

    14. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (его семья) (социальной, правовой, педагогической, психологической, материальной)_педагогической, психологической, медицинской, материальной, правовой.

    15. Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему Несовершеннолетняя Петрова Анастасия Сергеевна воспитывается в многодетной семье в неблагоприятных условиях. Комиссия пришла к выводу, что родители несовершеннолетних, Петрова Лилия Ивановна, и Петров Сергей Борисович, склонны к злоупотреблению спиртными напитками, не на должном уровне выполняют свои родительские обязанности, лишают детей минимальных жизненных благ, необходимых для полноценного роста и развития (оставляют без еды, должного ухода). В рамках посещения семьи была проведена профилактическая беседа с матерью о недопущении злоупотребления спиртных напитков лицам, имеющим на воспитании несовершеннолетних детей о нарушении ими прав и законных интересов их детей на полноценное питание, должный уход со стороны родителей, отсутствие с их стороны необходимой заботы и внимания. Родители ознакомлены с Декретом Президента РБ №18.

    Специалистам службы СППС УО ДУ№3 и ГУО СШ №3 необходимо провести полное социально-педагогическое расследование по ситуации, сложившейся в данной семье, рассмотреть вопрос на совместном заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений о признании несовершеннолетних Петровой Анастасии Сергеевны, 2007 г.р. Петровой Марии Викторовны, 2000 г.р. и Петровой Дарьи Викторовны, 2004 г.р. находящимися в социально опасном положении разработать индивидуальные планы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

    Отв. Специалисты СППС, до.

    Педагог социальный ГУО подпись ФИО

    Педагог - психолог ГУО подпись ФИО

    Классный руководитель ГУО подпись ФИО

    Консультация (4 класс) по теме:

    Акт обследования условий жизни несовершеннолетнего

    Для чего нужно проводить обследование жилищно-бытовых условий семьи ребенка?

    Не секрет, что в нашей стране есть семьи, дети в которых находятся в социально неблагоприятных и опасных условиях: не имеют собственного «угла» (места для отдыха, игр и выполнения домашних заданий), не имеют возможности вести нормальный образ жизни, в силу условий жизни не соблюдают режим дня, неправильно питаются, живут в антисанитарных условиях и т.д. Обследование жилищных условий неблагополучных семей призвано оказать воздействие на родителей с целью улучшения жизни детей в семье или изъятия детей из этих условий.

    Также обследование жилищно-бытовых условий может проводиться в семьях, которые планируют усыновить ребенка или взять в опеку. В этом случае комиссия проверяет наличие необходимых условий для полноценной жизни ребенка.

    В целом можно отметить, что обследование жилищно-бытовых условий педагогами проводится в случаях.

    Систематическое нарушения ребенком дисциплины, правил поведения в школе, прогулов, драк, появления в школе в нетрезвом состоянии и т.п. Обследование условий жизни такого ребенка может носить предупреждающий характер: педагоги, поняв причины поведения, смогут принять меры для оказания помощи или воздействия на семью ребенка. Постановка ребенка на учет в полицию или комиссию по делам несовершеннолетних. Ребенок был изъят из семьи и решается вопрос о дальнейшем месте жительства ребенка (дом, детский дом и т.п.). Ребенок усыновляется. В этом случае проводится проверка жилищно-бытовых условий потенциальной семьи ребенка. Семья меняет место жительства (необходимо выяснить и обезопасить ребенка от ухудшения условий жизни ребенка в новой квартире). Жалоба на родителей от соседей, педагогов и т.п. о ненадлежащем обращении с ребенком, на жестокое поведение и т.п. Обращение ребенка (в т.ч. с родителями) за медицинской помощью при получении бытовых травм. В этом случае проверка условий может помочь понять, была ли травма случайной или является следствием жестокого обращения родителей или халатного отношения к ребенку. На ребенка было написано заявление в полицию или ребенок находится под следствием.

    Обследование жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает ребенок, может проводиться комиссией по обследованию ЖБУ. В эту комиссию «от школы» могут входить социальный педагог, классный руководитель, заместитель директора, а также:

    Инспектор по делам несовершеннолетних представитель органов опеки и попечительства участковый полиции врач, представитель медицинского учреждения работники Санэпиднадзора (СЭС), Бюро технической экспертизы (БТИ) и др. лица в зависимости от целей осмотра условий жизни ребенка.

    Обследование жилищно-бытовых условий призвано оценить.

    Материальное положение семьи состояние жилого помещения (дома, квартиры) количество совместно проживающих людей в доме санитарное состояние жилья наличия обособленного места для ребенка (для полноценного сна, игр, времяпрепровождения) в случае приема в семью ребенка – готовность родителей к этому и возможность полноценного проживания ребенка в доме.

    В какое время проводится обследование ЖБУ?

    Проверка жилищно-бытовых условий ребенка может быть как без предупреждения семьи, спонтанной, так и заранее оговоренной.

    6. При проведении обследования выявляются:

    6.1. Уровень обеспечения основных потребностей ребенка.

    6.1.1. Состояние здоровья: общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком.

    6.1.2. Внешний вид: соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и так далее.

    6.1.3. Социальная адаптация: наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслуживания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и так далее.

    6.1.4. Воспитание и образование: форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответствие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка наличие развивающей и обучающей среды

    6.1.5. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п. риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

    6.1.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка.

    6.2. Семейное окружение ребенка.

    6.2.1. Состав семьи, кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком наличие и место жительства близких родственников ребенка, степень участия родителей и других совместно проживающих лиц, родственников в воспитании и содержании ребенка степень привязанности и отношения ребенка с родителями и членами семьи.

    6.2.2. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер особенности общения с детьми, детей между собой семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями.

    6.3. Жилищно-бытовые и имущественные условия.

    6.3.2. Структура доходов семьи: основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты) среднемесячный и среднедушевой доход семьи сведения об имуществе и имущественных правах ребенка достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и так далее).

    6.4. Наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы факты пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации ребенка, физического или психического насилия над ребенком, покушения на его половую неприкосновенность.

    Приказ Министерства образования и науки РФ

    "О реализации постановления Правительства РФ

    Приложение №2.

    На что обратить внимание при проверке ЖБУ?

    Общее состояние квартиры (пол, потолок, стены, отопление, проветривание и т.п.). Наличие своего «угла» ребенка: места для сна, приготовления уроков, игр, свободного времяпрепровождения. Наличие продуктов и полноценной еды для ребенка. Наличие игрушек (пусть самых простых), школьных принадлежностей, средств личной гигиены (дезодорант, мыло). Санузел (чистота). Наличие одежды (как теплой, так и легкой, для разных сезонов). Наличие домашних животных, чистота их содержания (аквариум, террариум, клетка и т.д. – все должно быть чисто и убрано), безопасность для ребенка. Свободный вход и выход из квартиры. Состояние, внешний вид родителей и совместно проживающих родственников. Обеспечение безопасности: отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п. риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома.

    Акт осмотра жилищно-бытовых условий семьи

    Сроки составления акта и уведомлений

    По итогам обследования жилищно-бытовых условий составляется акт осмотра жилищно-бытовых условий, в которых проживает (планируется проживание) ребенок. Акт составляется в течение 3-х дней со дня проведения обследования, в двух экземплярах. Каждый экземпляр заверяется руководителем учреждения, сотрудники которого проводили обследование. Один экземпляр направляется в орган опеки, второй остается в учреждении. Копия акта, заверенная органами опеки или руководителем учреждения, направляется родителям в течение 3-х дней, если известен адрес пребывания родителей.

    Как составить акт обследования объекта, образец для скачивания, правила составления?

    В повседневной жизни любого человека может возникнуть необходимость провести комплексное обследование какого-нибудь объекта. Более часто такая необходимость возникает при осуществлении предпринимательской деятельности. Резонно встает вопрос, как это сделать? Постараемся рассмотреть данный вопрос в настоящей статье.

    Итак, обследование объекта должно оформляться актом, протоколом, или иной формой документа, содержащей необходимый объем информации и соответствующий процессуальным правилам действующего законодательства Российской Федерации.

    К таким требованиям можно отнести следующие

    1. Оформление единого письменного документа в необходимом количестве экземпляров. Заинтересованные участники анализируемого мероприятия согласовывают и составляют оригинал акта обследования и подписывают необходимое количество идентичных копий такого документа.

    Количество экземпляров, как правило, соответствует количеству присутствующих (участвующих) в обследовании лиц. Из них составляется комиссия, которая и производит все необходимые действия.

    2. Комиссионное (комплексное) обследование объекта. Данное обстоятельство обусловлено необходимостью объективного выполнения всех запланированных мероприятий и процедур и установление истины по делу. Членами комиссии должны быть все заинтересованные лица или их полномочные представители. Для этого, заблаговременно, необходимо пригласить все потенциально возможное стороны. Сделать это можно направив ценные письма, сопровождаемые уведомлениями о вручении или телеграммами с приглашением, также с обратным уведомлением о вручении.

    Минимальный срок, установленный для получения корреспонденции равняется трем рабочим дням (для направления телеграммы, исчисляя с момента ее вручения). Рекомендуется планировать больший временной срок для такого уведомления, так как необходимо предусмотреть достаточное количество времени для принятия решения конечным адресатом корреспонденции и прибытия его полномочного представителя, учитывая территориальную удаленность субъектов Российской Федерации и других стран.

    3. Заблаговременное согласование с членами комиссии:

  • порядка проведения обследования
  • список присутствующих лиц
  • список технических специалистов, экспертов и другого вспомогательного персонала
  • необходимость и возможность использования технических средств и оборудования
  • порядок документального фиксирования процедуры, в том числе использование аудио-видео фиксации
  • перечень вопросов подлежащих выяснению обследованием
  • дата, место и время проведения (при необходимости)
  • иные вопросы.
  • 4. Акт обследования составляется на определенный момент времени и фиксирует состояние исследуемого объекта по состоянию как есть. Тем не менее, данный документ может иметь процессуальную действительность в течении определенного промежутка времени. По истечении которого, необходимо проводить обследование заново.

    Необходимо понимать, что в определенных ситуациях, например при обследовании места аварии, проведение всех фиксирующих мероприятий целесообразно максимально приблизить к такому событию. Если этого не сделать, то при дальнейших действиях, у заинтересованных лиц могут возникнуть сомнения в наличии причинно-следственных связей самого события и фактов описанных в акте.

    Каждый из участников обследования вправе получить на руки один из экземпляров составленного акта с оригинальными подписями всех присутствующих лиц. Такой документ будет документально подтверждать все существенные моменты состоявшегося мероприятия.

    Различные варианты актов обследования Вы можете найти на нашем сайте. Для этого создан правовой рубрикатор на главной странице, а также сплошной список образцов документов в одноименном разделе нашего ресурса. Все образцы правовых документов доступны для бесплатного скачивания. Правовой анализ возникающих юридических вопросов проведен в юридических публикациях размещенных на странице Вопрос-ответ. Также, мы готовы осуществить юридическую консультацию или составить необходимый гражданский документ в индивидуальном порядке.



    Похожие публикации